Курдская пограничная стража в Сирии

На модерации Отложенный

Коалиция США объявила о начале подготовки пограничной стражи на границе между своей зоной оккупации восточной Сирии и Турцией. Численость погранвойск должна составить 30 тысяч человек. Турки предсказуемо высказали протест.

Помнится, некто президент России в свое время заявлял, что душа его полна жалости к сирийскому народу, и он принял трудное решение о посылке российских военных с целью восстановления территориальной целостности Сирии. Судя по очередному грозному молчанию в адрес американской инициативы, которая по сути институционализирует раздел Сирии, президент России тогда по своей привычке солгал. Плевать он хотел на эту вашу целостность. Войска ввели - и ладно, про обещания можно сразу забывать.

США выстраивают сирийский Курдистан, как автономную самодостаточную территориальную единицу. Другой вопрос, что сирийским курдам, как и иракским, не дадут права объявить свою независимость, но при этом им будет обеспечена почти полная автономность. Такое своеобразное подвешивание на крючок. Суть такой автономии - воткнуть занозу сразу всем региональным игрокам, которые при американской "крыше", конечно, не рискнут решить курдский вопрос силой. Турки рассчитывают на то, что им удастся задавить курдские анклавы на правом берегу Евфрата, но левый им уже явно не по зубам.

В этом смысле турецкие демарши в отношении присутствия курдов на конференции в Сочи играют всё меньший смысл: если инициатор этой конференции Россия заинтересована в пусть и фиктивном, но соглашении о власти в Сирии, по которому можно будет зафиксировать присутствие Кремля на этой важной (пока) для него территории, то турки, конечно, хотят исключить курдов из любых договоренностей.

Однако в случае создания автономии и ее закрепления по факту (а создание полноценных вооруженных сил, погранслужбы, госструктур управления - это и есть фактическое закрепление итогов автономизации) курдам, в сущности, будет почти безразлично - пригласят их куда-то или нет. А это ломает игру и Турции, и России, да и создает сложности для Ирана: два Курдистана ставят вопрос о перспективах будущего третьего. И Иранский Курдистан начинает выглядеть в таком случае все более вероятным. Особенно на фоне недавних протестов, которые завершились, но показали: национальные окраины Ирана серьезно перегреты.

США строят свой собственный инструмент, четко понимая и формулируя интересы, которые преследуют. Инструмент не универсальный, инструмент с минимальными собственными степенями свободы, но вполне серьезный. Штаты вообще серьезно ведут все дела, планируя их на достаточно длительную перспективу. На нынешнем этапе их задача: создать силовое прикрытие сирийского Курдистана с помощью его собственных внутренних ресурсов. Разительное отличие от политики Кремля в Сирии, которому за два года так и не удалось восстановить сирийскую армию даже в минимальной конфигурации. Формально запущена подготовка и формирование Пятого армейского корпуса, но он так и не сумел стать основой для будущей сирийской армии. Почему, в общем-то, понятно: ограниченность российских ресурсов не дает возможности строить не только на перспективу, но даже и для текущего применения. Пока сирийская армия из всех силовых инструментов этой войны выглядит самым слабым звеном, и когда ситуация изменится, неизвестно. Возможно, что никогда.