Гнев Чехии: «Россия обворовала нас на 60 миллиардов»

На модерации Отложенный

Требовать финансовых компенсаций за «дела давно минувших дней», похоже, становится в Европе модным трендом.

Варшава уже «конвертировала» свои обиды по курсу нацвалюты к евро и предъявила счет Германии и России.

А теперь по ее стопам задумались пойти в Чехии.

Пока, правда, не на государственном уровне, как это сделали в Польше.

Идейку — не вполне уже свежую — в статье для чешского издания Pravy prostor подкинул правый журналист Владислав Свобода.

Видимо, чтобы «разогреть» читателя, сначала он обвиняет Советский Союз в «нападении» на Польшу в 1939 году. И «скорбит» о «более 300 тысячах» поляках, загубленных «коммунистическим режимом».

О 600 тыс. советских воинов, что отдали свои жизни, освобождая Польшу от гитлеровских захватчиков — разумеется, ни слова.

А затем задается вопросом: «А что мы?»

И предлагает тоже потребовать денежных компенсаций от России, как правопреемницы СССР, за «двадцатилетнюю оккупацию».

Главная претензия автора: Советский Союз привел к власти в его стране коммунистов после Второй мировой войны, из-за чего Чехия «отстала от мира» и потеряла «несколько триллионов крон».

В подтверждение Свобода даже приводит свои финансовые выкладки, основанные на неких «данных правительства».

«К первому ноября 1989 года, — пишет он, — советские войска причинили нам ущерба на шесть миллиардов! В современных цифрах это около 60 миллиардов крон. Однако в эту сумму не включены расходы на зачистку военных округов от боеприпасов, которые Советская армия великодушно нам оставила. К примеру, зачистка региона Ральско обошлась нам на сегодня в 500 миллионов крон».

На первый взгляд, можно даже подумать, что у человека чисто прагматический подход и он, действительно, радеет о благополучии своего государства.

Но, на самом деле, оказывается, что цель всего этого «путешествия в прошлое» иная.

«Следить за инициативами Польши», по мнению Свободы, полезно, потому что, «если к ней присоединится Прибалтика, русским придется несладко».

В этих трех последних словах — «русским придется несладко» — весь смысл…

И здесь возникает закономерный вопрос: почему от СССР никто не требовал никогда никаких репараций, а тут вдруг буквально выстроились в очередь?

Нам ведь тоже есть, чем удивить наших бывших партнеров по соцлагерю.

Можем, например, посчитать и выставить Чехии встречный счет за каждого убитого советского солдата, каждый разрушенный дом, разбомбленный город, сожженную деревню.

Потому что уничтожали тогда гитлеровцы нашу страну, в том числе и оружием, которое поставляли им чешские военные заводы.

«По данным Центра военной экономики Германии, — пишет историк Юрий Несеров, — только на 31 марта 1944 года в распоряжение фюрера из цехов 857 заводов ранее присоединенной Чехии поступило почти на 13 млрд. 866 млн. марок оружия и снаряжения.

Ежемесячно они отгружали для Германии 300 тыс. винтовок, 3 тыс. пулеметов, 625 тыс. артиллерийских снарядов, 100 самоходных артиллерийских орудий.

Кроме того, танки, танковые пушки, самолеты Ме-109, авиационные моторы и т. д.».

Так, о каких репарациях с нашей стороны, вообще, может идти речь?

— В данном случае, это просто самопиар автора. Попытка себя «раскрутить» и показать более-менее значимой фигурой, — комментирует ситуацию старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачёв. — Такой подход — при том, что нынешнее чешское руководство отнюдь нельзя назвать пророссийским, является для него маргинальным.

В Чехии, кстати, в октябре парламентские выборы. И люди, которые придут там скоро к власти, подобный подход тоже исповедовать не будут.

Есть в Чехии определенная прослойка русофобствующих диссидентов, и теперь уже их потомков, которые во всех бедах собственной страны винят Россию.

Многие из них достаточно влиятельные люди.

Например, бывший министр иностранных дел Карл Шварценберг — лидер партии TOП 09, представленной в чешском парламенте.

Чуть меньше, но в это «играется» и Гражданская демократическая партия Чехии, тоже представленная в парламенте.

В остальном, хотя чехи в подавляющем большинстве своем отрицательно относятся к эпохе социализма, до такого откровенного бреда, который изложен в этой статье, они все же не доходят.

Есть прослойка в 10−15% тех, которые на дух не переносят Россию, ненавидят ее.

Но в массе своей чехи, хоть, конечно, далеко не русофилы и относятся к нам с подозрением и с недоверием, опускаться до такой, извините за выражение «клиники», не будут.

«СП»: — То есть, встречный «иск» нам готовить не нужно?

— Наоборот, необходимо. С такими людьми имеет смысл разговаривать на «их языке». И вспомнить, что называется, все. Например, как чешские легионеры во время Гражданской войны украли большую часть золотого запаса Российской Империи. За это золото они до сих пор не рассчитались.

Также им можно напомнить, что благодаря именно Советскому Союзу чехи после войны смогли выселить три миллиона немцев из своих пределов, благодаря чему в их стране наступила тишь и гладь — никакого крупного национального меньшинства, способного «мутить воду», в Чехии не осталось.

Собственно, если уж заниматься пересмотром истории, то чехи играют с огнем.

Во многом, думаю, по этой причине и бывший президент Вацлав Клаус, и нынешний Милош Земан, и большинство чешских политиков — к слову говоря, отнюдь не пророссийских — в эти игры вряд ли будут играть.

«СП»: — Но идею репараций озвучивает «правое» издание. А если посмотреть на последние выборы в Германии, Голландии и Франции, то «правые» завоевывать все больше политического пространства в Европе…

— «Правые» в странах Западной Европы и в бывших социалистических странах, это все-таки разные вещи. В странах Западной Европы — там, где много иммигрантов — они выступают против массовой незаконной миграции и против исламизации.

А против чего могут выступать правые бывших соцстран, где иммигрантов нет?

Здесь в большинстве своем они имеют ярко выраженный русофобский оттенок. Или же — реваншистский.

Или даже с нацистским душком.

К Чехии это все относится в меньшей степени.

Поскольку она занимает своего рода промежуточное положение между Западной Европой и Восточной, будучи самой зажиточной из бывших социалистических стран.

Поэтому там есть и «западные правые».

А есть вот такие, у которых одна русофобская пластинка в голове играет и больше ничего.

Такая точка зрения, конечно, присутствует в чешском обществе. И даже пользуется определенной поддержкой. Но именно что определенной. Она имеет свой «потолок».

«СП»: — То есть, на государственном уровне призыв этот подхвачен не будет?

— Я не ожидаю, что Чехия на уровне руководства страны будет требовать какого-то возмещения. Тем более что все спорные вопросы, связанные с историей, закрыл визит Путина в Прагу еще в 2006 году. Тогда на высшем уровне обо всем договорились и на этом успокоились.

И уважающие себя чешские политики такие вопросы не ставят, даже несмотря на то, что большинство из них, повторюсь, относятся к России критически. То есть, даже среди людей, которые далеко не благоволят к нашей стране, такой бред все-таки не является преобладающим.

Старший научный сотрудник отдела Восточной Европы ИНИОН РАН, кандидат исторических наук Юлия Щербакова считает, что за подобными «идеями» стоит исключительно политика:

— На территории Чехословакии, действительно, с 1968 по 1991 года находился наши войска. Но тогда обе наши страны входили в Организацию Варшавского Договора — военно-политический союз социалистических стран Европы.

Что касается вреда, нанесенного окружающей среде, то, конечно, он был. Только, по-моему, за пребывание наших войск мы с ними рассчитались. И вопрос был закрыт.

И социалистической Чехословакия стала вполне демократическим путем.

Напомню: коммунисты там пришли к власти в феврале 1948 года в результате свободных выборов.

И это исторический факт.

Тут, конечно, можно ссылаться на то, что было сильное влияние коммунистической идеологии, потому что Советский Союз победил в этой страшной войне и освободил Чехословакию.

Но юридических оснований считать, что это мы устроили им коммунистический режим, я уверена, нет.

Поскольку состоялись свободные выборы, и самой популярной партией оказалась коммунистическая.

Кстати, по мнению ряда наших историков, само независимое Чехословацкое государство было построено и отстроено на деньги, украденные у России в годы Гражданской войны.

Речь идет о так называемом «золотом эшелоне» Колчака, который перевозил золотой запас Российской Империи и был разграблен в Сибири белочехами в 1919-м.

Многие считают, что именно эти деньги пошли на государственное обустройство Чехословакии в 20−30 гг. и помогли ей стать развитой в промышленном отношении страной.