Готов ли Израиль из-за курдов вновь поссориться с Турцией

На модерации Отложенный

«Курды никогда не забудут помощи, которую оказывает Израиль», — сказал в интервью «Деталям» лидер курдской общины Азербайджана. По его мнению, в течение года независимый Курдистан получит мировое признание.

Окончательные итоги голосования в иракском Курдистане все еще не оглашены официально, хотя уже известно, что более 80% участников референдума проголосовали за провозглашение курдской независимости. А вот предварительные сообщения о том, что явка составила 72.3%, вероятно, неверны: Фахраддин Пашаев, руководитель центра курдской культуры «Ронаи» в Азербайджане, сообщил «Деталям», что этот показатель занижен. «Я располагаю сведениями о том, что на самом деле явка на избирательные участки превысила 90%. Поверьте, это настоящий праздник на нашей, курдской улице!».

Фахреддин Пашаев — лидер общины азербайджанских курдов, возглавляет центр курдской культуры «Ронаи» с 2013 года. Ранее он работал диктором редакции программ на курдском языке государственного радио Азербайджана.

Впрочем, оптимизм Пашаева разделяют далеко не все. ЕС выразил сожаление тем, что курды не ответили взаимностью на призыв не проводить референдум, но вести диалог с властями Ирака. До проведения референдума ему противились не только Турция, Иран и Сирия, но также и США.

<hr/>

Президент Турции угрожает прервать процесс нормализации отношений с Израилем, если наша страна не прекратит поддерживать независимость Курдистана. Реджеп Эрдоган, выступая вчера в Анкаре по поводу начала нового учебного года, коснулся также вопроса о проведении референдума и сказал: «То, что курды на референдуме размахивали израильскими флагами, никуда их не приведет и не спасет от санкций, которые мы ввели против них».

<hr/>

Турецкий президент в своей речи то и дело поминал Израиль, отметив даже, что референдум поддержали только Израиль и «Рабочая партия Курдистана» — что, по мнению Эрдогана, лишает голосование международной легитимности. А введение Турцией санкций способно лишить Курдистан источника доходов, и вряд ли Израиль сможет ему в данном случае хоть чем-то помочь.

Израиль оказался единственным государством, прямо выступившим в поддержку курдской независимости. «Израиль выступает против Курдской Рабочей Партии, видя в ней террористическую организацию — в отличие от Турции, которая поддерживает террористическую организацию ХАМАС. Но, выступая против террора, Израиль поддерживает законные усилия курдского народа по обретению своей государственности», — заявил Биньямин Нетаниягу 16 сентября 2017 года. Чуть ранее Айелет Шакед, выступая на конференции в Междисциплинарном колледже в Герцлии, заявила: «В интересах Израиля и США поддержать курдскую государственность, прежде всего в Ираке». Нетаниягу и в прежние годы высказывался в поддержку курдов, например, в 2014 году.

Иран и Турция объявили о начале общевойсковых учений на границе с Курдистаном. Ирак заранее объявил, что не признает результатов референдума и не станет вести переговоры с администрацией Курдской автономии по этому поводу. А местные парламентарии в качестве карательной меры не придумали ничего лучше, как… проголосовать за увольнение с работы всех чиновников-курдов, принявших участие в референдуме! Заодно решили, что необходимо отобрать у курдов право охранять границу с соседними странами, а также лишить их возможности осуществлять сделки по продаже нефти.

Комментируя итоги референдума, Аншель Пфеффер в «ХаАрец» написал: «Нужно иметь каменное сердце, чтобы противостоять курдской независимости. Нация на протяжении веков жестоко преследовалась тираническими лидерами Ирана, Ирака, Сирии и Турции.

Курды придерживаются своей идентичности и верности своей родине на протяжении долгого времени, несмотря на все попытки ассимилировать и разогнать их. Курдистан имеет такое же историческое право на существование, как и четыре страны, каждая из которых занимает его часть. Если хоть какой-либо референдум оправдан, то в первую очередь тот, что был проведен на территории курдского региона Ирака в понедельник».

То же самое сказал «Деталям» и лидер общины азербайджанских курдов Фахраддин Пашаев:

— Каждая нация, каждый народ должен сам решать свою судьбу, и курды имеют право на это. Мы заслужили это своей судьбой и своей историей, а кроме того, референдум отвечал всем существующим международным законам. Как может считаться справедливым тот факт, что народ, насчитывающий сорок миллионов человек, не имеет собственного государства? Кто, как не курды, стояли и стоят на самом передовом краю сражений с «Исламским государством»? Я уверен: если бы не мужественность курдов, не их бесстрашие, вряд ли всем остальным удалось бы добиться таких успехов в борьбе с ИГИЛом. Так почему же нас нужно ограничивать в нашем праве на самоопределение?!

Эксперты, однако, считают, что референдум отнюдь не гарантирует Курдистану независимости. Автономный регион, не имеющий выхода к морю, окружен странами, которые выступают против его выхода из Ирака.

— Абсурдность ситуации заключается в том, — говорит Пашаев, — что, по сути дела, и Турция, и Ирак, и Сирия находятся на землях, которые исторически принадлежали Курдистану. Они разорвали эту территорию на части, она захватили эти земли, использовали их, а теперь они же противятся тому, что на одном из отрезков этой территории курды могли воссоздать свое собственное, независимое государство.

Массуд Барзани, президент автономного региона Иракский Курдистан. Фото: Azad Lashkari, Reuters

По словам Пашаева, несмотря на то, что официальный Стамбул высказал резкое неприятие курдскому референдуму,  в Турции тоже определенные круги понимают всю пользу от возникновения самостоятельного Курдистана.

— Здесь есть и немаловажный экономический эффект, — подчеркивает он. — Курдистан занимает второе место после Германии во всем товарообороте Турции. Кроме того, турецкие курды могут подтолкнуть власти этой страны к признанию независимости Курдистана. И тогда, если Турция признает Курдистан, это станет реальностью. Не может не признать, так как слишком тесные экономические связи существуют между двумя сторонами.

Однако Аншель Пфеффер считает иначе: на его взгляд, Курдистану следовало подождать с референдумом и сначала заручиться признанием хотя бы одной из трех соседних стран – Турции, Ирана или Ирака. Так, дескать, считали США и страны, поддерживающие независимость Курдистана. Пашаев с этим категорически не согласен.

— Сколько можно ждать? – вопрошает он. – Я считаю, что стратегически референдум проведен вовремя. Мой прогноз на будущее таков: в течение года большинство государств признает независимый статус Курдистана. Мир от этого только выиграет. Признал же мир де-факто автономию курдов в Сирии? Что касается осторожности американцев — это какая-то игра, понятная исключительно им самим. Я не исключаю того, что на Белый дом оказывает давление какое-то лобби интересантов. Но это вопрос времени. А единственная страна, которой Курдистан благодарен за постоянную поддержку – это Израиль. Курды никогда не забудут настоящей, искренней и всесторонней помощи, оказанной Израилем. Именно так поступают настоящие друзья.