Чтобы выжить, путинскому режиму нужны "серые схемы" на госуровне – Травин
На модерации
Отложенный
Подход действующей российской власти к накоплению и распределению финансовых ресурсов прокомментировал Дмитрий Травин. Он утверждает, что для выживания авторитарному режиму приходится задействовать «серые схемы». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Кандидат экономических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин в своей публикации пишет, что, несмотря на заявление премьера Медведева, в России постоянно обнаруживаются большие финансовые ресурсы. У разных относительно честных граждан из правящего класса в портфелях, машинах, квартирах, офшорах и иных сакральных местах находят огромные суммы. С уверенностью можно сказать, что скандальные истории, связанные с большими деньгами и российскими чиновниками, являются лишь верхушкой айсберга.
В сравнении с тем, какие суммы гуляют по сегодняшней России, пресловутая коробка из-под ксерокса кажется невинной шалостью. Постепенно количество перешло в качество и теперешний оборот неучтенных миллионов невозможно объяснить одним только взяточничеством. Наличие значительных сумм во внебюджетном обороте при отсутствии средств в казне Травин называет характерным признаком сегодняшней политико-экономической системы. Кроме того, именно этот момент является важнейшей причиной, из-за которой президент не станет реформировать страну, даже если экономика начнет демонстрировать очень плохие результаты.
Объясняет экономист, что авторитарный режим является структурой намного более сложной, чем диктатура. Для поддержания диктатур нужны тюрьмы, лагеря и расстрелы, сейчас подобные режимы в мире больше не встречаются. Вместо классической диктатуры часто применяется практика электорального авторитаризма, пример ее можно видеть и в России. Несмотря на проведение выборов, власть остается прежней. Для победы автократов в формально напоминающих демократию условиях, нужен намного более сложный подход к управлению, чем при диктатуре.
В российском случае множество людей находится в рыночных условиях, за деньги они готовы обеспечивать Кремлю любой результат – создание провластных партий, распространение пропагандистских материалов, фальсификация выборов, ведение «маленьких победоносных войн». За деньги формируются отряды «джентльменов удачи», торпедируется оппозиционное движение, многочисленные неизвестные люди пишут в социальных сетях комментарии нужного содержания. Все указанные задачи решаются за большие деньги.
Только от оплаты труда зависит уровень мобилизации прокремлевских активистов. При нехватке агитаторов, боевиков или троллей проблема решается улучшением финансирования. В отличие от политики 80 и 90 годов, сейчас личные убеждения, идеологические пристрастия и просто человеческая порядочность никакого значения не имеют. Кандидаты или идеологические продукты просто продаются народу, затраты на маркетинг и продвижение имеют решающее значение, поскольку по качеству продукты абсолютно идентичные.
«Серый бюджет» как опора существующего режима.
За счет бюджета осуществляется определенная часть расходов на агитацию – от огромных окладов топ-манипуляторов и до скромных заработных плат педагогов, работающих, как правило, в избирательных комиссиях. Однако только с помощью бюджета сложно обеспечить финансирование всего огромного механизма. Дополнительно нужно поощрять «верных солдат партии», выплаты проводятся без документального оформления и никакому общественному контролю не подлежат. Поэтому обязательным элементом существования системы электорального авторитаризма является теневой бюджет. Эксперт подчеркивает, что речь идет не просто о результате воровства со стороны отдельных лиц, теневой бюджет является условием существования режима.
При отсутствии нормальных журналистских и парламентских расследований общество не может знать о том, как подобный бюджет формируется. Отдельные сведения все же поступают, поскольку абсолютно все щели в авторитарной системе нельзя полностью закрыть. Судя по последней информации, на данном этапе теневой бюджет рассредоточен. «Серая казна» не лежит в каком-то одном месте, одним человеком не контролируется и, видимо, не подлежит точному учету.
Существует ряд проектов и лица, ответственные за достижение результата. С помощью силовых механизмов собираются деньги с бизнеса. Предприниматели, которые не вкладывают деньги в теневой бюджет, затем сталкиваются с серьезными проблемами. Большое количество лишенных свободы вчерашних предпринимателей показывает, что давление оказывают не только силовики или чиновники, но и вся система в целом.
С учетом существования подобных схем и механизмов, можно понять, почему коррупция в России разрастается, несмотря на видимость активной борьбы с этим явлением. Актуальными остаются наезды на бизнес, что формирует в стране отвратительной инвестиционный климат. Теневой бюджет в России формируется за счет «политического предпринимательства» (получение нужными людьми разрешения на аккумулирование ресурсов, изъятых у бизнеса). Для облегчения выполнения задачи доверенные лица также получают карт-бланш на осуществление наказаний.
Констатирует Травин, что по сути своей теперешняя «антикоррупционная деятельность» является лишь одной из форм распределения ресурсов между разными структурами политического предпринимательства. Из всего вышесказанного экономист предлагает сделать 3 вывода:
- коррупция в путинской системе будет присутствовать всегда, поскольку является побочным продуктом работы механизма, который обеспечивает функционирование электорального авторитаризма;
- «блуждающие» теневые миллионы будут уходить к сильным группам от слабых, дележ происходит по беспределу;
- на поверхность периодически будет всплывать та или иная непонятная история, поскольку слабых заставляют подвинуться с помощью следователей, прокуроров и судей.
Комментарии
Стало быть, правильно будет нам Гаранта поддержать и идти со своим Путиным.
Трохи не дописана статейка...