Ульрих Бек. Космополитизм против Национализма. Продолжение
На модерации
Отложенный
«… разграничение и отвержение, возникающие вследствие акцента на этничность, приводит в движение такое насилие, в рамках которого ничего не значат даже минимальные стандарты цивилизации». (У. Бек)
Космополитизму как явлению глобального перемещения этносов и взаимопроникновения культур – тысячи лет. Сегодняшний «технологический» вопрос состоит в том, чтобы легитимировать «трансграничные потоки» на базе неотъемлемых прав человека, включающих свободное предпринимательство и активное освоение и взаимообогащение смыслового, культурного и политического трансграничного пространства.
Национализм в рамках такой стратегии представляет из себя чисто реакционный процесс «свои-чужие», фобию ущемления прав в этнически размытом обществе, в котором национальные меньшинства обладают очевидно большим энергопотенциалом для адаптации.
Существует только две общественные тенденции – разделение и объединение, деструктивизм и конструктивизм, распад и синтез.
Космополитизм – это Абсолютный Синтез, объединяющий в неиерархические системы разные культуры и типы ментальности, географическую и технологическую специализации разных стран (этносов) в «глобальный цех» малозатратного производства. Более того, каждая цивилизационная тенденция в синтетическом, объединенном состоянии, обретает новое качество органической, некризисной взаимозависимости, направленной в Синтетическое Развитие, а именно дефицит стратегий развития является основой сегодняшнего глобального кризиса в экономике.
Критерий подлинности Реалистического Космополитизма, по Беку, - в тотальном и всеобщем ПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ ВОЙНЫ, чего вообще нельзя сказать о национализме. Всё, что обеспечивает консенсус вместо конфликта – хорошо. Всё что сталкивает жизненные интересы и не даёт возможности уступок – плохо.
Также как основным правом человека является не умереть с голоду, универсальная ценность космополитизма состоит в выживании человечества и сохранении его среды обитания. Разноцветные узоры, вплетенные в единую ткань человечности и прогресса – это безальтернативная стратагема космополитизма.
Идейный конфликт между космо- и нацио- разрешается в тот момент, когда мы переходим от архаико-исторического контекста их рассмотрения к модели непрекращающейся трансграничной эволюции будущего глобального социума, разделенного на административные зоны наднационального управления и любого культурного содержания, обогащающего планетарное общественное сознание оригинальными потенциалами глубокой смысловой рефлексии.
Для сохранения национальных культур и традиций, они должны уже сейчас сами транслировать себя в трансграничный формат диаспор, стремящихся пассивно ассимилироваться и активно интегрироваться в любом иерархическом национальном государстве, не утеряв свои мобильные квази-универсальные (в том числе экуменистические) ключевые ценности и методы мышления, а также социальную сетевую коммуникацию внутри группы.
Глобализации должны быть подвержены НЕ культуры, а универсальные ценностные связи, универсальная смысловая коммуникация, сверхскоростной панорамный ИНФОРМАЦИОНЫЙ ОБМЕН в формате реального времени.
Мультикультурализм – это имитация и подмена идей реалистического космополитизма.
Сущностный дефект мультикультурализма состоит в том, что национальные различия рассматриваются только в контексте ассимиляции, то есть в пассивном аспекте. Культурологический фактор – это субъект метаинтеграции в проекты развития, где любое отличие – это взаимозависимое КАЧЕСТВО активно функционирующей СИСТЕМЫ.
В неактивном «спящем режиме» мультикультурализм может отчасти дать временный эффект адаптации «наборных» этносов в традиционную среду страны пребывания, но разрозненная ментальность будет всё больше конфликтовать на уровне отношения к ключевым вопросам внутренней и внешней политики государства проживания. Необходимо создать общий ИНТЕРЕС, ощущение ОБЩЕГО ДОМА, в котором ничто никому не угрожает и нет несопоставимых укладов жизни.
А сегодня, например, в Европе, которая только-только стала общим домом для тех, кто постоянно воевали друг с другом, вразрез с философией интеграции, хлынули реки абсолютно чужих людей из эпохи колониализма «на постой» за счет хозяев, причем на неограниченный срок. При этом ставится вопрос о праве распоряжаться всем тем, что гостям не принадлежит по определению. Мультикультурализм стал образцом глобального политического невежества и коллапса общественного сознания, а в перспективе - оправданием откровенной межцивилизационной агрессии по исторически смертельной траектории Восток-Запад (на этот раза на территории Запада).
«Образно говоря, мультикультурализм сводится к странной идее, будто кошки, мыши и собаки станут есть корм из одной миски» (У.Бек)
Мультикультурализм определенно вызывает к жизни национализм не только из-за ущемленного положения государствообразующего этноса, но в основном за счет провоцирующего отрицания потенциала индивидуальности, которая в парадигме мультикультурализма может быть лишь абстрактным носителем типовой культуры, не являясь активным рефлексирующим, отрицающим или утверждающим элементом «химического синтеза» с деструктивным или конструктивным выделением, а не созерцательным поглощением энергии социума.
Важно понимать, что экзистенциальная отверженность ранее колонизированного, а ныне беспечно принимаемого в Европе мульти-этноса Африки и Ближнего Востока – ЭТО СОВСЕМ НЕ КАРТИНА РЕАЛИСТИЧЕСКОГО КОСМОПОЛИТИЗМА, состоящего по своей природе из полиязычного среднего класса бизнес-путешественников и сети признанных мировых университетов, а не из беженцев. Народ Израиля, цель существования которого – это соединение с Богом через долгий путь глобального становления ВПЕРЕДИ всего человечества – это идеал Космополиса, Нового Иерусалима Глобального Смысла.
КОСМОПОЛИС - ЭТО НЕ «МЫ», ЭТО МНОГОЛИКОЕ «Я».
Комментарии