Путин требует от деятелей искусства верноподданнического поведения

На модерации Отложенный

Официальная версия обвинительного заключения, предъявленного театральному режиссеру Кириллу Серебренникову, «вызывает много вопросов», пишет в своей статье в The New York Times журналист Олег Кашин.

«Арест Серебренникова кажется менее странным, если рассматривать его в широком контексте. В последние годы российские чиновники заявляют: если художник получает финансирование от государства, он должен делать только то, что отвечает государственным интересам», — продолжает он. По мнению Кашина, вкусам российского государства отвечают произведения о героическом прошлом Российской империи или СССР, а Серебренников в этой системе культурных ценностей — «точно пятое колесо».

Кашин проводит параллели между Серебренниковым и Всеволодом Мейерхольдом — оба «необязательно были диссидентами или знаменосцами свободы художника».

«В первые годы советской власти Мейерхольд был важнейшим из официальных театральных режиссеров», — пишет Кашин. «Серебренников 5-10 лет назад тоже был в фаворе у российских властей», — считает автор, упоминая о постановке по роману «Околоноля», фестивале «Территория» и о том факте, что Серебренников возглавил «Гоголь-Центр» — государственный театр.

Когда в мае Евгений Миронов вручил Путину письмо в защиту Серебренникова, было слышно, что президент произнес слово «дураки».

Кашин пишет: «В то время некоторые подумали, что президент порицает следователей и сторону обвинения. Теперь кажется, что президент имел в виду театральных деятелей, которые все еще считают, что могут работать с Кремлем».

Кашин делает из ситуации, в которой оказался Серебренников, вывод: «Даже теперь, когда режим впервые заговорил с художниками на языке арестов и судебных процессов, практически никто из деятелей российской культуры не готов оказать отпор правительству. Эти художники не желают ввязываться в конфронтацию, они хотят играть роль верноподданных, которая обеспечивает им относительную свободу».

По предположению Кашина, до недавнего времени Путин воспроизводил подход Кремля к искусству, характерный для 70-х годов ХХ века. «Теперь ситуация не такая жесткая, как в сталинский период, но движется в этом направлении. Путин требует абсолютной лояльности», — говорится в статье.

Напомнив о призывах запретить фильм «Матильда», Кашин пишет: «Доныне российские режиссеры, актеры и писатели не понимали, что по мере того, как авторитарная система продолжает ужесточать давление, они окажутся перед выбором: сделаться диссидентами либо согласиться работать под прямым контролем режима»