Корни зла

Попались на глаза слова А.М. Мелехова: «Самое страшное в фашизме не его ложь, а его правда». Попалась, и заставила задуматься. 
Где искать корни фашизма? Почему лихорадка фашизма охватила европейский континент именно в 20-е годы 20 века? Что вызвало его к жизни? Почему фашизм в той или иной форме оказался приемлемым для такого большого количества стран. И самый главный и страшный вопрос – а почему фашизм начал возрождаться сейчас, что вызвало его к жизни? 

Начало 20 века – это крах парадигмы существования мира, существовавшей как минимум две сотни лет – имперской парадигмы. Империя предполагала многонациональное государство, дом народов – и понято что это означало необходимость уживаться. Произошла замена империй на «доктрину Вильсона», краеугольным камнем которой было утверждение, что каждая нация имеет право на свое отдельное государство. При этом, такое право не ставится в зависимость от того, а готова ли нация к этому, а сможет ли она содержать все атрибуты государства (кормить чиновников, парламент, президента, собственную армию), как и на чем она будет зарабатывать себе на жизнь. Как только образуется новое государство – все наперебой бросаются признавать его и выражают бурную радость по поводу его появления (исключение – если государство пророссийское и образовано на постсоветском пространстве) – о том, как оно будет жить и как будут жить люди – никто не задумывается 

В этой парадигме мы существуем сто лет. Крайним большим событием в ней стал распад Советского союза – чему все порадовались, кто явно кто тайно. Для многих – он привел к падению уровня жизни, потере работы, разрыву связей с родственниками. Но мир – почему-то не признает право, например, крымчан и донбасцев спросить с правительства Украины за результаты их деятельности за четверть века. В понимании Запада, границы Украины 1991 года – это нечто святое, и никто, ни внутри страны, ни вовне ее – не имеет права на них посягать. 
Я это к чему? Я это к тому, что нечто подобное было как раз в начале 20-х годов, по итогам Версальской мирной конференции. Все или почти все кто хотел, получили свободу, и некогда единое пространство, на котором как-то раньше уживались люди разных национальностей – было грубо и часто произвольно порезано на куски и передано новым «владельцам». Которые захотели вступить в права собственности, но обнаружили, что им постоянно кто-то мешает. Где-то это были евреи, где-то немцы, где-то чехи, где-то поляки, где-то сербы. Но суть была одна – теперь они были большинством, но вместе с ними – в комнате жил кто-то чужой и по-хорошему уезжать он не собирался. 
Вывод напрашивался сам собой – изгнать или убить чужаков. А под сформулированную задачу – готовилось решение, часто страшное. Но это решение проистекало из реально существующей проблемы и поддерживалось большинством. И вот таким вот жутким образом и такой страшной ценой – этническую карту Европы привели к политической. 
Обратите внимание – фашизм, несмотря на его жуткие методы и страшную цену – все-таки решил ставившуюся перед ним задачу – там, где он прошелся огнем и мечом, там этническая карта Европы стала тождественна политической и там межнациональных конфликтов – больше нет. 
Фашизм вызывала к жизни только одна из двух проблем, или их комбинация – либо наличие соотечественников, отрезанных границей, либо наличие в стране чужаков.

По этой же причине ареал распространения фашизма ограничился Европой – только Европу изуродовали решения Парижской мирной конференции и разрезавшая страны по живому доктрина Вильсона. Япония – не была фашистской страной, она просто вела политику территориальных захватов и колониальной эксплуатации, она не ставила себе целью уничтожить или изгнать корейцев или малайцев, она ставила целью поработить их. 
Да, в Европе пораженные фашизмом государства тоже перешли к политике захватов, роковой стала попытка захватить СССР. Но изначально – действительно ставилась задача вернуть свое. И корни конфликтов между Германией и Чехословакией, Германией и Польшей, Польшей и Чехословакией, Венгрией и Румынией, Польшей и Литвой, Италией и Югославией – они реальны, и там нет только одной виновной стороны и только одного правильного решения. Это потом – разгорелись аппетиты. 
Возвращаясь в день сегодняшний – сегодня такая же задача стоит перед всеми странами западнее Москвы, но восточнее Варшавы - вступить в права собственности на свою страну и изгнать чужаков. Она не решена даже в Прибалтике – там она заморожена, но судя по прорывающейся ненависти – не решена. 
Исходя из этого я утверждаю, что обвинение российского общества в фашизме – ложь, а обвинение украинского общества в фашизме – правда. Россия и русские – никогда не ставили перед собой задачей изгнать чужаков, решением проблемы всегда была ассимиляция, а не изгнание. Даже Сталин, выселяя народы (что, несомненно, было преступлением), не изгонял их из советского общества, а переселял на другую, но тоже советскую землю. Это другое, преступно это или нет – но это никак не фашизм. 
На Украине же – явный провал проекта ассимиляции русских поставил вопрос иначе – убирайтесь. Это уже не говорят – это кричат криком и переходят от слов к действиям. Таким как недавно анонсированная в Интернете зачистка Левого берега Киева от ватников. Иммунитета от фашизма не имеет украинская интеллигенция, вспомните вчерашнюю статью Алены Ксантопулос – надо собраться в единый кулак, а от тех, кто против – безжалостно избавиться. Практика фашизма в чистом виде. 
В этом то и есть страшная правда фашизма – выбирая его общество не обманывается, общество решает проблему вступления в собственность на свою страну, которую до этого не смогло решить другими методами. Правда, цена этого решения – оказывается непредставимо страшной. 
Мы еще не знаем, какую цену на этот раз заплатит человечество за избавление от фашизма. Вряд ли малую. Но важно чтобы на сей раз был осознан и принят один факт – многонациональное государство (империя) не анахронизм и не недоразумение, оно имеет право на жизнь. Более того – может, в возврате к империям и будет заключаться очередной ход истории?