Донбасс начал проседать

На модерации Отложенный

Постепенное затопление шахт грозит обернуться катастрофой европейского масштаба

Международный комитет Красного Креста (МККК) предлагает создать зоны безопасности вокруг объектов водоснабжения в Донбассе. Регулярное в последнее время разрушение инфраструктуры не только ухудшает гуманитарную ситуацию из-за перебоев с поставками воды населению, но и приближает экологическую катастрофу, вызванную затоплением шахт. С советских времен в Донбассе остались подземные капсулы с радиоактивными выбросами. Эти вещества могут выйти на поверхность.

Украинский военный корреспондент Константин Машовец рассказал изданию «Апостроф», что в 1979 году рядом с Енакиево на шахте «Юный коммунар» был произведен атомный взрыв, «сопоставимый по мощности с Хиросимой». Он пояснил, что упомянутая шахта в то время считалась одной из самых опасных в Донбассе из-за высокой концентрации газа: «Атомным взрывом шахту пытались дегазировать. Не получилось... Однако последствия этого взрыва в геологическом отношении очень опасны».

По словам корреспондента, вследствие взрыва под землей образовалась капсула диаметром 29 м, заполненная водой с цезием и стронцием. Она находилась в стабильном состоянии благодаря функционировавшей системе водоотвода. Но после начала боевых действий многие шахты, в том числе «Юный коммунар», стали постепенно затапливаться, выталкивая на поверхность опасные вещества: «По сути, Донбасс представляет собой гигантский гидрогеологонасос, который выталкивает жесткую техническую загрязненную воду на поверхность с огромной силой». По словам Машовца, в регионе уже началось проседание пластов земли, которое может распространиться на 15 тыс. кв. км, после чего последуют землетрясения: «Экологическая катастрофа может охватить регион масштабом от Азовского моря до Ростова-на-Дону включительно».

Донбасские СМИ время от времени сообщают о стихийных акциях местных жителей, требующих от сторон конфликта гарантировать безопасность инфраструктуры, обеспечивающей подачу воды и водоотвод. На днях издание «Вестник Харцызска» сообщило о митинге жителей Юнокоммунаровска (территория под контролем ДНР) – города, в котором был произведен упомянутый Машовцом подземный атомный взрыв. По данным издания, жители заявили, что шахты «Енакиевская» и «Полтавская» уже затоплены настолько, что вода из них перетекает в шахту «Юный коммунар». 

«Через два-три месяца мы уже не сможем нашими насосами остановить... Вода будет подниматься», – сказал журналистам один из участников акции, не назвавший своего имени. Он призвал всех, кто может повлиять на ситуацию, учитывать, что радиоактивные воды, поднявшись до определенного уровня, попадут в бассейны рек (в Донбассе около 250 рек, относящихся к бассейнам Днепра, Дона и Приазовья).

На прошлой неделе украинская сторона в Совместном центре по контролю и координации прекращения огня (СЦКК) в Донбассе сообщила о подобной проблеме в Торецке (бывший Дзержинск, переименованный Верховной радой в 2016 году, украинская часть Донецкой области). «Из-за затопления шахт имени Артема и «Южной» на поверхность поднимается газ метан, который попадает в подвалы жилых и производственных зданий, что может привести к взрывам и отравлению людей», – было сказано в сообщении. По данным украинской стороны, вода стала поступать в подземные выработки после повреждения взрывами инфраструктуры: ежесуточно из пробоины на землю выливалось около 15 тыс. куб. м. В связи с этим местные жители испытывали дефицит воды, а подземный уровень стал повышаться.

Это, по данным украинской стороны в СЦКК, могло привести к чрезвычайной ситуации на местном фенольном заводе, где «давно необходимо провести работы по укреплению противоаварийной защиты дамбы шламонакопителя... В этом искусственном резервуаре собралось почти 33 тыс. тонн жидких отходов, содержащих фенол, нафталин, формальдегиды, серную кислоту, нефтепродукты..., образовавшиеся в процессе работы предприятия… Переполнение шламонакопителя может привести к разрушению дамбы, и тогда ядовитый поток хлынет на ближайший поселок Новгородское, затем попадет в реки – Кривой Торец, а дальше в Северский Донец, который является одним из немногих источников питьевой воды для всей Луганской и части Донецкой области».

В Киеве заявили, что ремонтные бригады не могли вовремя приступить к ликвидации аварий, возникших вследствие обстрелов, поскольку не получали гарантий безопасности. Первый зампредседателя Верховной рады, член подгруппы по гуманитарным вопросам на переговорах в Минске Ирина Геращенко обвинила ДНР и ЛНР в том, что силы республик разрушают инфраструктуру и не позволяют своевременно ликвидировать аварии. «Несколько дней назад после обстрелов на поврежденный участок (Донецкой фильтровальной станции. – «НГ») выехали ремонтные бригады, чтобы починить насосную станцию и восстановить водоснабжение… Так вот, их обстреляли, люди не успели добежать до убежища, они упали прямо на землю, чудом никто не погиб. Теперь рабочие просто отказываются выезжать на ремонт! Это и есть цель РФ – чем хуже, тем лучше, полная экологическая и гуманитарная катастрофа Донбасса», – заявила Геращенко.

Она считает, что экологическая ситуация на востоке страны требует вмешательства иностранных специалистов. Кстати, в апреле с.г. на переговорах в Минске была достигнута договоренность о допуске на опасные объекты Донбасса иностранных наблюдателей, способных дать независимую и объективную оценку их состояния. Однако решение так и не было выполнено. Украинская сторона заявила, что силы ДНР и ЛНР не пропустили к своим объектам даже представителей ОБСЕ. Сейчас Ирина Геращенко утверждает, что «немецкие эксперты готовы немедленно выехать на место беды и оказать помощь, но другая сторона – ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей. – «НГ») и оккупанты из РФ – не пускает зарубежных экспертов на эти объекты».

В ДНР и ЛНР, в свою очередь, обвиняют Украину в экоциде. 

Пока длятся боевые действия и политические споры, экологическая ситуация в регионе продолжает ухудшаться. Недавно известная международная экспертно-журналистская группа Bellingcat обнародовала результаты собственного исследования, в котором указывалось: «В Донбассе находятся около 900 крупных промышленных предприятий, в том числе 140 каменноугольных рудников, 40 металлургических заводов, 7 тепловых электростанций, а также 177 химически опасных производств, на 113 из которых используются радиоактивные материалы. С экологической точки зрения наиболее губительной является угольная промышленность – 248 шахт, многие из которых истощились и больше не разрабатываются. Кроме того, по территории региона проложены трубопроводы общей протяженностью 1230 км, по которым осуществляется поставка нефти, газа и аммиака».

Группа отметила, что к числу наиболее опасных объектов (с точки зрения повреждений в ходе или вследствие боевых действий) относятся Авдеевский коксохимический завод, Дзержинский фенольный завод, фильтровальные станции в районе Донецка – Верхнекальмиусская, Донецкая и Горловская, Углегорская ТЭС, Никитовский ртутный комбинат, Луганская ТЭЦ, а также Михайловская преобразовательная подстанция.

Недавно несколько депутатов Европарламента вместе с Ириной Геращенко посетили один из потенциально опасных объектов – крупнейший в Европе коксохимический завод, расположенный в Авдеевке (подконтрольная Украине часть Донецкой области). Судя по комментариям, визитеры остались довольны тем, как руководство завода обеспечивает безопасность в зоне, где постоянно существует угроза боевых действий (на территории завода с 2014 года более 300 раз взрывались снаряды, 12 сотрудников погибли, десятки были ранены, но предприятие продолжает работу). «Мы рады, что евродепутаты, которые побывали в Авдеевке, информируют своих коллег об уровне угроз. Но эта проблема требует сегодня повышенного внимания на самом высоком уровне, иначе может быть беда, которая накроет не только пострадавший от войны регион, а гораздо большую по площади территорию», – заявила Геращенко.

Решить проблему хотя бы частично предложил Международный комитет Красного Креста. Ответ на это предложение должна дать контактная группа в Минске. Однако достигнутые на ее уровне договоренности в последнее время не выполняются – в этом году ни одно объявленное перемирие, в том числе официально длящееся сейчас «хлебное», объявленное с 24 июня до 31 августа, не выдерживалось и сутки.

Киев