Права человека на Украине: ужасающие данные ООН

На модерации Отложенный

В первой декаде июня мониторинговая миссия ООН по правам человека на Украине опубликовала свой очередной доклад «О ситуации с правами человека в Украине 16 февраля – 15 мая 2017 г». Наблюдатели ООН в который раз констатировали игнорирование Киевом международных стандартов в сфере прав человека, по сути официально обвинив Киев в строительстве авторитарного государства, ведущего террор против своего населения, массово нарушающего его права, применяющего пытки (или угрозу пытками), задерживающего без суда и следствия и не несущего за это никакой ответственности.

Хотя доклад оказался не таким резонансным, как год назад (львиная доля которого была посвящена секретным тюрьмам СБУ), однако в определенной степени он даже страшнее: реакции со стороны властей и общественности на него еще меньше, а значит, для Украины подобное становится нормой жизни.

В новом докладе среди прочего отмечаются факты «систематического применения пыток и жестокого обращения с целью получения признаний со стороны Службы безопасности Украины (СБУ) в отношении задержанных в связи с конфликтом». При этом наблюдается полная безнаказанность СБУ за такие действия. А фактов похищений и пыток становится все больше. Причем ООН узнает все новые подробности о событиях еще 2014-2016 годов.

В докладе приводится пример, который, по всей видимости, является лишь одной из зарисовок «нормальной» практики деятельности СБУ на контролируемой Киевом территории: «8 октября 2016 г. член вооруженной группы (имеется в виду ополченец. – Г.Л.) был захвачен Вооруженными силами Украины близ села Водяное. Несмотря на то, что он получил огнестрельное ранение, медицинскую помощь ему не оказали. Он был доставлен в Мариупольское СБУ, где его допрашивали о военных позициях вооруженных групп. Его избивали ногами, пока он не упал на землю, после чего ему надели на голову полиэтиленовый пакет и закрепили скотчем, что вызывало удушье. Лица, совершавшие эти действия, угрожали нанести вред его семье, а его самого отправить расчищать минное поле».

Таких примеров – огромное количество (а сколько еще так и не стали известны). Незаконно задержанным стреляют в ноги, скручивают руки, избивают, светят по несколько дней в лицо лампой, совершают сексуальное насилие и многое другое. Именно таким образом украинские спецслужбы добывают «показания» свидетелей и «признания» вины задержанных. Страшно и то, что, как сказано в докладе ООН, «такие доказательства впоследствии принимались судами, иногда вопреки жалобам жертв относительно их характера».  Неудивительно, что никаких последствий для палачей это не имеет: «Было проведено три расследования и 14 проверок относительно возможных нарушений прав человека в зданиях СБУ Харьковской области, однако никаких незаконных действий не было выявлено».

Значительно больше примеров такого откровенного беспредела со стороны СБУ, ВСУ и «добровольцев» есть в другом отчете – «Незаконные задержания и пытки, осуществленные украинской стороной в зоне военного конфликта на Востоке Украины», подготовленным украинскими правозащитниками на деньги USAID (видимо, и американские соратники Киева решили хотя бы для себя разобраться в том, насколько античеловеческий режим они поддерживают). В этом исследовании приводятся примеры забивания до смерти людей, «подозреваемых в сепаратизме» бойцами неонацистского «Азова» и «Торнадо», «Айдара», а также бойцами ВСУ.

Кроме СБУ, к похищениям и пыткам людей активно привлечена и полиция: «В апреле 2017 г. двое мужчин были задержаны полицией в Бахмуте и увезены в неизвестное место за пределами города, где одного из них держали в течение двух, а другого трех дней без связи с внешним миром и по отдельности подвергали пыткам во время допросов об их участии в вооруженных группах в 2014 г. Оба были жестоко избиты, и один был подвергнут электрошоку в области половых органов. Обе жертвы были переведены в следственный изолятор и обвиняются в участии в вооруженных группах».

Другой важный блок нарушений связан с постоянными усложнениями процедур перемещения гражданского населения через линию соприкосновения со стороны Украины. Вот как этот процесс комментируют в ООН: «Длинные очереди на контрольных пунктах въезда-выезда приводили к тому, что гражданское население, особенно уязвимые категории, такие как пенсионеры, люди с инвалидностью и женщины, были вынуждены ждать в унизительных условиях в течение длительных периодов времени, подвергаясь риску получения травмы или смерти от обстрелов».

При этом украинская армия еще и противодействует оказанию гуманитарной помощи в прифронтовых районах: «Активисты и правозащитники, работающие на территории, контролируемой правительством, также сталкивались с препятствиями на контрольных пунктах въезда-выезда».

Еще один аспект нарушения прав человека (экономических) относятся к «блокаде», которую сначала осуществляли боевики из «добровольческих батальонов», а потом это было легализированое решение СНБО Украины. Критикуются и необоснованные требования, выдвинутые министерством по вопросам временно оккупированных территорий, относительно количества личных вещей, разрешенных к провозу, типов транспортных средств, которым можно пересекать линию разграничения, и т. д.

Даже сама деятельность ВСУ постоянно создает угрозу жизни и безопасности местных граждан: «По словам жителей, использование жилых кварталов Вооруженными силами Украины часто приводило к последующим обстрелам этих районов… Во многих городах и сёлах на территории, контролируемой правительством, УВКПЧ зарегистрировало военное использование гражданских жилых объектов Вооруженными силами Украины». За нейтральной формулировкой «военное использование гражданских жилых объектов» на самом деле скрывается цинизм ВСУ в вопросе безопасности мирного населения: военные базы размещаются в многоэтажных домах непосредственно возле школ, в зданиях недалеко от больниц, а в Новотроицке армия вообще разместилась прямо у действующего детского садика.

Деятельности ВСУ вообще отведено немало места в этом докладе. Например, украинская армия прямо обвиняется в разграблении частных домов (фактически – мародерстве). Приводится и показательный пример того, что киевские власти не особо заинтересованы в привлечении к ответственности виновников: «Человек обнаружил 23 сентября 2016 г., что его дом в Песчаном был разграблен и подожжен, а его родственник, который жил там, отсутствовал. Полиция обнаружила тело родственника, погребенное в соседнем лесу, со следами четырех пулевых ранений. Из 11 членов Вооруженных сил Украины, подозреваемых в причастности к этому преступлению, только пять находятся под следствием, и только одному из них было предъявлено обвинение в совершении убийства».

Также выдвигаются обвинения во внесудебных казнях, осуществленных бойцами ВСУ в 2014-2015 годах, сексуальном насилии в отношении местных жителей и многом другом. Ни солдаты ВСУ, ни боевики «добровольческих батальонов» («Айдар», «Донбасс», «Торнадо») не понесли почти никакой ответственности за совершенные злодеяния.

Отдельный блок доклада –  это расследование резонансных событий, в частности, произошедших 2 мая 2014 г. в Одессе. УВКПЧ констатирует, что власть сознательно затягивает расследование и не заинтересована в привлечении виновных к ответственности. При этом единственный официально подозреваемый в убийствах находится на свободе, а суд над ним еще даже не начинался. Тоже самое относится к трем должностным лицам главного управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Одесской области, обвиняемые в неоказании помощи лицам, заблокированным в горящем Доме профсоюзов.

Продолжать можно бесконечно – нарушения происходят почти по всем фронтам, начиная от личной безопасности людей и заканчивая их экономическими интересами и правом на свободу слова.

Ситуация с нарушением прав украинских граждан зашла так далеко, что даже украинские правозащитники, которые часто стараются «не замечать» нарушения со стороны властей,констатируют – состояние прав человека на Украине в прошлом году значительно ухудшилось.

Можно не сомневаться, что на определенном этапе все это станет той доказательной базой, на которой будут строиться дела против тех, кто начал гражданскую войну на Украине и утопил в крови восток страны.


Однако на данном этапе очень важно, чтобы эти результаты правозащитных и международных организаций находили как можно более широкую международную огласку, дискутировались на международных площадках (того же ОБСЕ и ООН) и чтобы украинским представителям постоянно напоминали, что о преступлениях, совершенных ими, рано или поздно придется отвечать.