О «нежизнеспособности» социализма

На модерации Отложенный

В настоящее время среди многих людей очень популярна одна из версий развала СССР.

 

Звучит она так – «социализм нежизнеспособен», «коммунизм – утопия», «плановая экономика неэффективна и проигрывает рыночной» и тому подобное.

 

Это довольно субъективное мнение, и оно не подкрепляется какими-либо железными доказательствами, в отличии от противоположной точки зрения.

В чем мы и убедимся, рассмотрев несколько примеров успешного экономического строительства в СССР.

 

 

1921 год. Победившей Советской власти Россия досталась в плачевном состоянии: Первая мировая война, а затем последовавшая за ней Гражданская война с интервенцией ведущих капиталистических стран нанесли стране огромный удар.

 

В 1920 году промышленное производство сократилось в 3 раза в сравнении с 1913г., а выпуск продукции по ряду некоторых ведущих наименований сократился до 2-4% от дореволюционных показателей.

Хозяйство полностью разрушилось.

Сложившаяся таким образом ситуация реально угрожала независимости и целостности страны.

Капиталистические гиганты были абсолютно уверены, что СССР рухнет под грузом имевшихся проблем, и Россия упадет сама в руки мирового капитала.

Но не сложилось.

После победы в Гражданской войне Советы сразу приступили к восстановлению страны.

Первое решение: новая экономическая политика, временная мера, нацеленная на преодоление разрухи и укрупнение производства, от хаотичного мелко-кустарного производства к контролируемому крупному производству.

Продразверстка заменялась продналогом, возвращался рынок и частная собственность на средства производства.

Был принят закон о кооперации, согласно которому мелкие товаропроизводители могли объединяться в кооператив.

Пример такого объединения – колхозы.

Активно привлекался иностранный капитал в форме концессий, которые внесли большой вклад в развитие производительных сил в стране.

Была проведена денежная реформа, в ходе которой были заменены старые обесцененные рубли.

Все эти шаги были самыми логичными в тот момент.

Была поставлена цель повысить производительные силы разрушенной страны, привести ее в готовность к социалистическим преобразованиям.

 

И им это удалось.

Капитал активно инвестировал в СССР, более того, рубль стал конвертируемой валютой, его использовали на биржах ряда стран.

Ко второй половине 20-х годов промышленное производство в СССР достигло уровня 1913 года.

Страна стала готова к соц. преобразованиям.

НЭП был постепенно свернут, концессии вытеснены, а средства производства перешли в общественную собственность.

Теперь стояла цель радикального повышения производительных сил СССР, чтобы удовлетворять постоянно растущие потребности трудящихся.

 

По всей стране открывались больницы, создавалась система грамотного здравоохранения рабочих и крестьян.

 

 

Чтобы каждый житель пролетарского государства смог участвовать в преобразовании страны, в Союзе открывались тысячи школ, училищ и университетов, где проводились ликбезы со всем населением, вплоть до глубоких стариков.

Шло строительство заводов, железных дорог, начались т.н. «великие стройки коммунизма».

В странах же капитализма в это время бушевала Великая депрессия, а американцев при Рузвельте гнали на бесплатные работы ради выживания корпораций.

 

Население городов быстро росло, и в обозримом будущем виднелась проблема голода в городе.

На селе была проведена коллективизация, в результате которой решилась проблема огромной детской смертности из-за голода и болезней.

Маленькие крестьянские хозяйства были объединены в колхозы, к которым приставили технику, что привело к увеличению урожайности и размеру пашен.

По всей стране были высажены лесополосы, которые защищали почву от ветровой эрозии, и в то же время повышали урожайность.

Маленьким хозяйствам провести такую грандиозную работу было невозможно.

После проведенных преобразований продовольствия стало хватать всем, и городу, и селу.

К сожалению, во время процесса преобразования голод был неизбежен.

Все это усугублялось саботажем кулацкого элемента, что вылилось в большой голод 1932-1933 гг.

Сейчас этот голод записывают в очередные «зверства коммунистов».

 

Справедливости ради можно сказать, что это был последний голод в СССР, не считая послевоенного, произошедшего по понятным причинам.

 

 

Но при этом буржуазные пропагандисты предпочитают умолчать о голоде 90-х годов в прекрасной капиталистической Российской Федерации.

Для капиталистического уклада экономики свойственны цикличные кризисы перепроизводства, результатом которых становится стремительное обнищание трудящихся масс.

Происходит такое из-за расхождения объективных возможностей производства и субъективных целей этого производства.

Количество производимого товара ради извлечения прибыли несоизмеримо выше, чем платежеспособность трудового народа, которая к тому же относительно снижается.

Чудовищное противоречие капитализма - чем больше товаров производится, тем ниже благосостояние народа.

Кризис перепроизводства неизбежен, поскольку общественный характер производства приводит к высокой производительности труда, а частный характер присвоения, ориентированный на извлечение прибылей, стимулирует производство к бесконечному росту.

Совокупность анархии производства и отнюдь не бесконечного платежеспособного спроса и приводит к кризисам.

В социалистической экономике данной проблемы не существует.

Общественная собственность и планирование обеспечивают неуклонное снижение стоимости товаров народного потребления при неуклонном росте "заработной платы" трудящихся.

Стремительный рост производительности труда приводит к созданию обильного количества благ.

 

Таким образом социализм исключает на корню кризисы перепроизводства, что ведет к беспрепятственному развитию производительных сил и росту количества-качества производимых благ.

 

Освобождая массы от тягот и лишений кризисов, социализм позволяет трудящимся в полной мере наслаждаться плодами своей работы.

 

 

Не надо при этом забывать и об ограниченности ресурсов нашей планеты.

Капиталистический уклад экономики не учитывает этого, его заботят лишь максимальные сверхприбыли, и ради их достижения монополисты готовы идти на все.

Ради свободного доступа к ресурсам можно без зазрения совести уничтожать целые страны.

Но мировой капитал тем самым сам себе роет могилу.

Производительные силы достигли уже таких размеров, что дальнейшее развитие мировой экономики по капиталистической модели становится все труднее и труднее.

С ростом экономики растет стоимость труда и падает прибыль.

Корпорации в погоне за дешевой рабочей силой и, соответственно, прибылями перенесли производство в Китай.

Но теперь и Китай, при всей своей огромности населения, уже развил производительные силы до огромного уровня, и рабочая сила там дорожает.

Теперь капиталисты начинают переносить производства в Южную и Юго-Восточную Азию, а также, правда, в меньшей степени, в Африку.

Но что останется делать мировому капиталу, когда производительные силы будут развиты во всем мире, а развивать производства, извлекая гигантские прибыли, станет невозможно? Только понижать уровень жизни населения в мире, с целью отобрать их блага себе. В любом случае это будет началом большого мирового кризиса.

И решить этот кризис можно только изменением общественно-экономического уклада, благо все условия к этому уже готовы.

Капитализму пришло время уйти в историю, как в свое время ушел феодализм и рабовладельческий строй.

При социализме производительные силы начнут расти дальше, пойдет развитие, нацеленное на удовлетворение постоянно растущих потребностей всего общества, блага будут распределяться по принципу «От каждого по его способностям, каждому по его труду».

 

В конце концов производительные силы достигнут такого размера, что распределение будет возможно по коммунистическому принципу «от каждого по способностям, каждому по его потребностям», а труд станет исключительно добровольным занятием.

 

В нынешней России производительные силы, по сравнению с СССР наоборот, упали.

 

Это вызвано ролью России в международном разделении труда.

Эта роль – находиться на периферии капиталистической системы и являться полуколонией для мирового капитала, и при капиталистическом укладе экономики этого не изменить.

 

Постройка в России крупных промышленных предприятий нерентабельна, они не выдержат никакой конкуренции с аналогичными заводами европейских и американских монополий, имеющий огромный производственный сектор в Китае, Индии, странах ЮВА.

 

 

 

Капиталисты, приватизировавшие советские заводы в 90-х, обнаружили для себя, что для них выгоднее либо распилить станки на металлолом и выручить деньги, либо "выжать" из производства краткосрочную максимальную прибыль и закрыть, чем пытаться длительно конкурировать с иностранными монополиями.

 

Конечно, есть исключения, но их меньшинство.

Самая рентабельная отрасль в России – это нефтегазовая отрасль, поэтому она и развивается активнее всего.

 

Также рентабельны (менее нефтегаза, но все же) другие сырьевые отрасли: угольная отрасль, производство минеральных удобрений, производство концентрата из различных руд.

 

Поэтому выход для России тоже один – это общественная собственность на средства производства, власть рабочего класса и плановая экономика.

 

Тогда заводы в России будут строить не исходя из запросов достижения максимальной прибыли отдельных собственников, а с целью удовлетворения постоянно растущих потребностей всего общества.

 

 

Что же тогда получается, «нежизнеспособный», «утопичный» социализм по сути единственный выход для нашего общества?

 

Да, именно так.