Дьякон Андрей Кураев: «Реформации РПЦ не будет!»

На модерации Отложенный

Известный священнослужитель о патриархе Кирилле, о православной церкви и особенностях русской демократии

Диакон Андрей Кураев известен своими резкими и нетривиальными суждениями. Три года назад, например, он был уволен из Московской духовной академии за предание гласности гомосексуального скандала в Казанской семинарии. В интервью «Радио Свобода» священнослужитель рассказал о причинах этого громкого события, а также о многом другом. Вот несколько наиболее интересных его высказываний.

Официальная формулировка моего увольнения - «за эпатажные высказывания в блогосфере». Затем еще полгода не могли это юридически оформить. Потому что, надо отдать должное, отдел кадров академии строго сказал: «Простите, но в Трудовом кодексе РФ нет такой статьи – уволить профессора за эпатажные высказывания в блогосфере». Поэтому мне звонили: «Может, напишете по собственному желанию?» Я говорю: «У меня нет такого желания. Я люблю академию, с радостью буду там преподавать». Поэтому в итоге, уже летом, они объявили конкурс, о котором мне не сказали. И на этом основании уже официально оформили бумагу. Я, может быть, и мог где-нибудь в судах это оспорить, но зачем? У меня нет привычки навязываться.

Для меня академия до сих пор это очень мне дорогое место. Просто хотя бы по той причине, что я молодею, бывая в местах своей собственной молодости. Это касается и МГУ. Ну, ладно, все-таки однажды надо и выйти вон со школьного двора. Надо взрослеть. Господи, если такая твоя воля, я это принимаю. Что касается эпатажных высказываний в блогосфере… Это звучало очень смешно, и с каждым годом звучит все смешнее, потому что сколько с тех пор вполне официальных лиц гораздо более эпатажные суждения высказывали, и ничего!

Но тогда, насколько я понимаю – и мне мои инсайдеры из патриархии об этом говорили, – был гнев патриарха и его жесткое требование с топаньем ногами на ректора о моем увольнении. А я лишь реопубликовал у себя в блоге письмо, которое получил, анонимное письмо. У меня до сих пор ощущение, что это удивительный документ человеческий, документ эпохи. Писал пожилой человек, ленинградец, который прямо сказал, что он сам гомосексуалист. И много там таких человеческих подробностей, что у меня рука не поднялась бросить это куда-то в мусор. Потому что это очень человечески подлинное свидетельство. Он писал: «Я не понимаю, почему патриарх Кирилл, умнейший человек, так резко осуждает нас, гомосексуалистов, притом что его же духовный учитель митрополит Никодим был в нашем кругу…»

И вот эта одна фраза и возмутила патриарха. Мои инсайдеры мне рассказали, что патриарх планировал и уже запустил процесс канонизации Никодима Ротова, причисление его к лику святых. И эта публикация, конечно, срывала эти планы. Потому что дело не в самой публикации, а в том, что она напоминал о шлейфе слухов, который всегда был при жизни Никодима. Вот в чем штука. Понимаете, я бы сказал, что это возмутительная клевета, если бы сам не слышал эти разговоры, еще когда был семинаристом в 80-е годы, причем не только в Лавре, но и всюду, в том числе и в Петербурге... Потому что Никодим, действительно, очень яркий, интереснейший человек. Поэтому, соответственно, и слухов вокруг него тоже было много.

И они не угасли после его смерти. И вот как бы они реанимировались, благодаря этой публикации. И у патриарха это вызвало раздражение. Ну, это его характер. Он умный человек, но иногда делает крайне импульсивные поступки, не очень думая о последствиях, к чему это приведет. Затем иногда пробует что-то исправить, иногда – нет.

Будет ли Реформация Русской церкви? Мой ответ – нет! Реформации Русской церкви не будет. Мы опоздали. Я не знаю, хорошо это или плохо. Это безоценочно. Почему я считаю, что ее не будет? Потому что такие вещи, как Реформация, возможны только в условиях тоталитарных обществ, тоталитарно-религиозных, закрытых, когда есть тесный союз церковной власти и государственной и когда невозможно диссидентство по мелочам. У нас сегодня общество достаточно открыто в смысле границ. Особенности путинской демократии, в отличие от брежневской поры: не нравится – чемодан, вокзал, и куда-нибудь. И это, конечно, в некоторой степени способствует стагнации атмосферы внутри страны. Это касается в том числе и религиозной жизни. Открыты возможности ухода из церкви. Не нравится – пожалуйста, просто живи вне церкви, тебя никто за это преследовать не будет. Ты можешь вести светский образ жизни как атеист, можешь уйти в какую-то другую православную юрисдикцию, к старообрядцам, в конце концов. Даже Путин к ним недавно поехал выразить уважение. Ты можешь уйти к католикам, можешь в протестанты... Поэтому внутри не создается взрывающего давления. Церковь в этом смысле может от себя отталкивать людей, которые будут определять стиль жизни следующего поколения, но все равно ее собственная основа останется. Поэтому я не могу встать в позу, столь свойственную, к сожалению, многим диссидентам, что, ага, вот меня выгнали, и поэтому сейчас без меня все это скоро загнется.

В реформации нуждается каждый из нас, в том числе церковь. В реформации под светом Евангелия.

Однажды я тогда еще к митрополиту Кириллу подошел, это был год 2006, и говорю: «Владыка, вы знаете, я нашел канон, на основании которого вас надо лишить священного сана». Он заинтересовался даже: «Что за канон?» Это канон Маконского собора, 562-й год. Это Бургундия, Франция. И этот собор постановил, что «епископ да не держит около своего дома больших собак, чтобы не нарушать законов христианского гостеприимства». Каноны – это мечта церкви о самой себе, в том числе пресловутые правила Трулльского собора, над которыми смеются последние годы, и так далее. Это мечта церкви о себе. И там, как раз в эти канонах, записано: «доступность епископа». Там скорее осуждается роскошество. Русские каноны, русская кормчая книга прямо говорит, что запрещено брать приношения от татей, от разбойников мзду, и так далее. То есть надо еще думать, от кого принять, а от кого и не принять на храм пожертвования. Если мы говорим о реформах, то, что вы привели, это скорее поведение, которое церковными же православными канонами осуждается. Эта реформа должна быть реформой поведения, самосознания, самопозиционирования. Но это не реформа уставных документов. Потому что даже в уставе Русской церкви такое не предписано. Нет в уставе Русской церкви, что патриарха охраняет пять колец охраны – ФСО, полиции и прочее и прочее...