КАК РЕАГИРОВАТЬ НА КРИТИКУ ЦЕРКВИ?
На модерации
Отложенный
Советы пастырей
И критику Церкви, и подчас довольно агрессивные нападки на христианство и церковную жизнь сейчас можно услышать довольно часто. Это «любимый конек» некоторых СМИ, частая тема не всегда спокойных и взвешенных дискуссий в интернете, да и на улице, бывает, звучат обидные для православных слова. Как христианину вести себя, когда он сталкивается с критикой Церкви? Надо ли отвечать на нападки, оправдывать свою веру, защищать Церковь? В каких случаях молчание – золото, а в каких – нет? Мы попросили пастырей ответить на эти вопросы и рассказать, как лично они реагируют на критику в адрес Церкви, когда она раздается в их присутствии.
Критика звучит от тех, кто не понимает, что такое Церковь
Протоиерей Андрей Овчинников
Протоиерей Андрей Овчинников:
– Критика редко бывает созидательной. Разрушать всегда легче, чем строить. Критика Церквивсегда слышится от полуграмотеев и дилетантов, тех, кто не пережил радости пребывания и жизни в Церкви. Критика Церкви схожа с охаиванием армии. Кто не служил срочную службу, больше всех бывает недоволен и возмущен. Кто ни разу не открывал Евангелие и не знает, что такое Символ веры, дерзает много и глупо рассуждать про то, в чем он полный профан.
Критик Церкви чаще всего отделяет себя от нее: «Я не в Церкви, потому что там всё не так». Его критике подвергается исключительно внешняя церковная жизнь. Шелуха и мусор всегда на виду, потому что плавают на поверхности. Всё ценное и важное сокрыто на глубине. Увидеть глубину способен не каждый, у многих просто отсутствует зрение.
Критика звучит от тех, кто не отличает Церкви от церкви. Критикуют патриарха и архиереев, пороки духовенства и низкий уровень нашей культуры и образования, стяжательство и пьянство. Содержание критики можно до бесконечности расширять и множить. Но заметим: то, что критикуют, Церковью не является. Критикуются человеческий фактор и наша греховная немощь. В данном случае критика принимается, но с одним условием: критикующий должен помочь нам стать лучше. А об этом он меньше всего думает.
Когда критикуют Церковь, нужно всё терпеливо выслушать, дать собеседнику выговориться. Важно услышать конструктивную критику. Иногда можно даже извиниться за чье-то соблазнительное поведение или явное хамство – это есть в нашей церковной жизни, и отрицать это нельзя. Но когда будем отвечать недовольному Церковью, главный акцент сделаем на добром и созидательном, чем Церковь живет и чему она учит, – и это также отрицать нельзя. Абсолютно свободно и, самое главное, бесплатно любой человек может прийти в храм – часто памятник или шедевр архитектуры, где тепло зимой и прохладно летом, послушать пение прекрасного хора или интересную проповедь, поучаствовать в воскресном чаепитии или приходском празднике, отдать своих детей в различные творческие кружки или спортивные секции. Как говорится, было бы желание и побольше любви в сердце. Не соглашусь, что нельзя среди сотен храмов найти свой, а из тысячи священников – отца и наставника.
Критика Церкви множится от дешевых СМИ, ток-шоу, сплетен и вранья из интернета. Нормальному человеку от подобных источников нужно держаться подальше. Нельзя превращаться в информационную помойку. Человек – это не мусорный контейнер. Важно убедительно говорить о том, что хорошего и полезного в Церкви на порядок больше, чем дурного и соблазнительного. Церковь – это большая, многодетная семья, но в каждой семье, к сожалению, по пословице, не без урода. Признание ошибок только поднимет авторитет Церкви в общественном сознании, так же, как и ее правдивое евангельское слово.
Церковь – столп и утверждение Истины, и она не может ошибаться и говорить полуправду. Тогда этот не Церковь. Глава Церкви – Христос, и она основана Им, поэтому Церковь не нуждается ни в чьей защите. Наоборот, она защищает и спасает всякого, кто вступает в ее недра, желая познать Истину и наследовать жизнь вечную.
Надо различать, где оскорбление святыни, а где просто иной взгляд на мир
Протоиерей Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов:
– Критика критике рознь. Будь то в личном общении, будь то в общении публичном. Мне кажется, у нас сейчас происходит определенное зашкаливание способности обижаться: так часто ныне приходится читать, что и там и сям мы, православные христиане, на что-то обиделись – на несогласный с нашими воззрениями фильм, на театральную постановку, на не совпадающие с нашими убеждениями высказывания того или иного общественного, политического или культурного деятеля.
Никогда ни при каких обстоятельствах не ввязываясь в перебранку!
Но когда мы сталкиваемся с оскорблением святыни: Бога, в Троице славимого, Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых как святых (а не с критикой их деятельности, предположим, как исторических лиц, что в науке неизбежно), – здесь, конечно, нужно иметь мужество не малодушествовать и, не ввязываясь в перебранку, коротко, уверенно и однозначно засвидетельствовать, что «я с этим согласиться не могу, то, что вы сейчас говорите, – неправда и хула, христиане так, как вы сейчас сказали, не верят, такого взгляда на Бога, на святость нет, и вы клевещете».
Еще раз подчеркну: не ввязываясь в дальнейшую перебранку!
Отнесись к критику с любовью, не как к врагу
Священник Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин:
– Для меня долгое время эта тема была больной. Раньше я очень переживал, когда слышал критику в адрес Церкви, мог даже не спать после этого. Если было возможно, то много спорил, пытался что-то отстаивать. Иногда удавалось в споре хоть что-то отстоять. Но иногда оказывалось, что критикующий не собирается ничего слушать, ему главное – выплеснуть свой негатив. И вот что я понял за это время: важно не выходить из себя, отнестись к критику с любовью, не как к врагу. Он ругается потому, что внутри ему плохо, а раз плохо, то, значит, страдает он. Это подобно тому, как посочувствовать больному и помолиться о его выздоровлении. Если ты общаешься с критиком какое-то время, то рано или поздно он расположится к тебе, когда почувствует с твоей стороны не вражду, а любовь, тепло сердца.
Впрочем, открытой и наглой критики я не слышал давно. И это при том, что я не ношу мирскую одежду, везде хожу в подряснике и рясе с крестом. Иногда встречаются люди, которые, проходя мимо, могут что-то враждебное высказать, но они идут себе дальше и какого-то прямого соприкосновения с ними не получается. Здесь как раз важно владеть собой, не срываться тогда, когда оно нисколько этого не заслуживает. Молитва – лучшее средство против таких искушений. Бывали и хулиганские выходки с целью поиздеваться, но при решительном выдвижении в их сторону хулиганы убегали.
Люди, критикующие Церковь, живут ложным стереотипом. Наша задача – снять этот стереотип
Иногда стараюсь для начала успокоить человека, потому что он возмущен каким-то фактом, про который узнал из СМИ, и надо просто поговорить с ним, а потом уже что-то доказывать. Когда есть возможность вести диалог, взвешенно ответить, то критик видит, что в Церкви есть люди думающие, умеющие спокойно обсуждать и высказываться.
Но в целом, конечно, люди, критикующие Церковь, как правило, живут стереотипом, ложно сложившимся представлением. У них внутри безобразная картинка, в которую они свято верят. Наша задача – снять этот стереотип, попытаться развеять ложные представления. Но как это сделать, если критик не согласен на диалог? Говорить с циниками о вере вряд ли возможно. Иногда вспоминаются слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Иной раз лучше промолчать о том, что со временем объяснит цинику сама жизнь.
Если человек ищет ответы на «горячие» вопросы – дай их ему
Священник Димитрий Шишкин
Священник Димитрий Шишкин:
– Важно, кем и когда, в каких обстоятельствах высказывается критика в адрес Церкви. Потому что одно дело – матерная брань пьяного, озлобленного человека (да и то еще надо посмотреть, что за человек, потому что иной матерщинник может через секунду залиться слезами горького и искреннего сокрушения), а другое – мать, потерявшая сына, с болью пришедшая в храм и столкнувшаяся с равнодушным и грубым отношением… Третье дело – это когда разумный и внимательный человек видит несовершенство или даже зло, которое, как ему кажется, относится к Церкви, и начинает задавать справедливые вопросы. И таким примеров, самых разных – великое множество. Поэтому какого-то одного «рецепта» реакции на критику не может быть, кроме разве что одного: насколько возможно быть нам причастниками Духа Христова. То есть всегда, на всякое время и на всякий час просить Господа, чтобы Он Сам действовал через нас во славу Его имени и во благо Церкви. Ну а я лично в отношении «справедливого обличения» православных с последующим выводом о том, что нет правды в Церкви, всегда привожу слова апостола Павла: «Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3: 3–4).
То есть святость Церкви заключается не в нашем совершенстве, а в Самом Господе, Который есть Глава сотворенной Им Церкви. Сотворенной для нашего покаяния, исправления и возвращения к Богу.
Священник Павел Коньков
Священник Павел Коньков:
– Смотря кто и в каком душевном настрое критикует. Бывает так, что человек просто выговаривается, чаще всего фразами из интернета и СМИ. Таким людям лучше не мешать: они не хотят ничего другого слушать, им не нужны ответы на вопросы – они просто бездумно декларируют чужие мысли. Им даже чужды доводы логики или истории. А вот когда подходят и говорят: «Ты объясни, я не понимаю. Ну как так можно?!» – с такими людьми можно и нужно говорить. Им нужны ответы, они жаждут Истины. И с такими людьми можно говорить или переписываться часами. Их вопросы не от простого желания втоптать в грязь – им нужны ответы.
Комментарии
Забавно рассуждают представители духовенства. Сначала ратуют за создание православных медийных ресурсов, за образование, за дискуссии в мирном ключе. А когда против них начинают выступать такие видные православные проповедники, как дьякон Андрей Кураев или профессор Осипов, то они тут же начинают свои прещения - бан, клевета, увольнение.
Иер 51.9 Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю,
потому что приговор о нем достиг до небес
и поднялся до облаков.
10
Господь вывел на свет правду нашу;
пойдем и возвестим на Сионе дело Господа Бога нашего.
11
Острите стрелы, наполняйте колчаны;
Господь возбудил дух царей Мидийских,
потому что у Него есть намерение против Вавилона,
чтобы истребить его,
ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его.
Против стен Вавилона поднимите знамя,
усильте надзор,
расставьте сторожей,
приготовьте засады,
ибо, как Господь помыслил,
так и сделает, что изрек на жителей Вавилона.
13
О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами!
пришел конец твой, мера жадности твоей.
14
Господь Саваоф поклялся Самим Собою:
истинно говорю, что наполню тебя людьми, как саранчою,
и поднимут крик против тебя.
Они заложники ситуации в которую их втянули? За какое место их там держат? За карманы?
Я знаю ситуацию изнутри. Время нынче непростое, работу непыльную культурному интеллигенту найти непросто. Нашли себе место при храме. А потом начались искушения подули ветры, поднялись реки. Что дальше? Христианство это не та сфера деятельности где можно зарабатывать себе на жизнь. Служение церкви это должно быть хобби.
У меня много знакомых среди духовенства и я не держу их за врагов и злодеев. Я просто пытаюсь им показать, что они реально заблудились и их ждут горькие последствия их заблуждений. Кстати те же самые последствия ждут и их последователей.
может ли слепой водить слепого?
не оба ли упадут в яму?Лк 6.39
При встрече они меня спрашивают, почему я больше не хожу в церковь? И я им объясняю причину.
А стараться стоит. Иисус ведь тоже старался. А христиане это Его последователи.
т.е советы пастухов ,обращенные ко скоту т.е. ко всем нам?
У нас очень хорошие священники.
Я еще не слышал ни одной безпричинной критики ЗАО РПЦ. Все имеет серьезные на то причины.
И наоборот:
-если бы РПЦ хотя бы на 15% исполняло заповеди Господни, то их на руках носили бы , и приглашение к себе домой от народа дааавно бы сделало передачу ПОЛЕ ЧУДЕС отстойной программой.
За себя надо отвечать, во первых. Вопрос. Почему вы священники, учите людей быть верными Христу вплоть до мученичества, а сами труситесь за свою карьеру?
/Люди, критикующие Церковь, живут ложным стереотипом. Валерий Духанин
Люди критикующие церковь критикуют её, как правило, по делу.
Люди которые заведомо плохо относятся к священству делают это потому что живут ложным стереотипом. Потому что можно и в бубен получить, причём не хило. И тут я ничего против не имею.
/ не ввязываясь в дальнейшую перебранку! Протоиерей Максим Козлов
Слив засчитан. Дискуссию можно назвать перебранкой, если вдруг вы не готовы отвечать. Однако главными богохульниками я считаю именно православное духовенство. Потому что именно они должны знать и это их проф обязанность как осуществлять
свою деятельность чтобы учение церкви и предметы веры не были поводом для хулы. Рим 2.24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
Критики, такие как я, хотят, чтобы деятельность Церкви соответствовала её учению, только и всего. И самое главное, что это возможно и реализуемо и полезно и для Церкви и для общества.
Но данное учения не выдерживает проверку практикой и историей!
Критика звучит и от тех кто понимает. В частности я привёл пример дьякона Андрея Кураева и профессора А.И.Осипова. Проф.Осипов официально даёт академическое православное образование уже не одному поколению русского духовенства и мирян. Но им не внемлют.
Так кого слушать - Христа или так называемых "отцов"? Вы уж сами определитесь, Галина...