Сергей Пархоменко. Блеф и шанс

На модерации Отложенный

То, как бесятся и мечутся люди из мэрии, выставленные на «переднюю линию» Кремлем для переговоров с организаторами митинга в День России, - показывает, что они сильно перепуганы, и плана действий у них нет.

И вот за этой высокомерной, наглой агрессией - «ходить не пустим», «звука не позволим», «камеры расставим и всех в лицо опознаем» - на самом деле именно испуг и непонимание, что будет дальше, чего ждать. Блеф это. Имитация силы. На само деле, они считают свои «комбинации» ровно на один шаг вперед: сейчас напугаем, два пальца рогулей выставим, рожу страшную скорчим, рявкнем, - посмотрим, что будет.

В этих обстоятельствах очень важно, чтобы организаторы митинга чувствовали себя уверенно. То есть даже не так: важно, чтоб они ИМЕЛИ РЕАЛЬНОЕ ПРАВО чувствовать себя уверенно. А уверенность им может дать только по-настоящему мощное участие людей в митинге 12 июня. Если это произойдет, сползание к окончательной отмене права людей собираться и протестовать, - будет остановлено. А ведь она была, эта тенденция, и развилась уже очень сильно: переговоры с инициаторами власти и в Москве, и в других городах вели все более пренебрежительно, условия выставлялись все более издевательские. Началось с отказов на заявленные улицы и площади, потом сумели сделать чуть ли не привычной практикой разнообразные Мариьны и Черемушки. Странно, что до сих пор ни разу не потребовали перенести время митинга на 6 утра буднего дня, - я все ждал, когда это случится.

А все потому, что у заявителей митингов не было за спиной реальной силы. Заявители вели переговоры как бы от своего имени, а не от имени тысяч тех, кто хочет выйти на улицу и выйдет все равно. От своего имени - это слабая позиция. Настаивать на своих условиях можно только тогда, когда ты уверенно заявляешь:

«Бессмысленно со мной договариваться, даже и не тратьте силы, не пытайтесь, потому что в действительности имеет значение не наше - участников переговоров - мнение, а мнение тех, кто в реальности хочет этого митинга».

И если обе стороны «торга» знают, что это никакой не блеф, что так и обстоит дело в реальности, - тогда переговоры идут совсем иначе.

Бессмысленно упрекать организаторов - «почему вы не настояли», «не добились», «не обеспечили». Добиться и обеспечить могут только сами участники протеста - фактом своего присутствия на самом деле, всей своей массой, всей своей мощью.

Так что от 12 июня очень многое зависит. Возможно, это реальный переломный момент в протестном процессе. Из одного протеста, конечно, политика не состоит, и на одном протесте избирательные кампании не делаются. Но инструмент это важный, и без него обходиться очень трудно.

Увидимся в понедельник.

Сергей Пархоменко.