Положение Российской империи накануне 1917 года

На модерации Отложенный

 



В части современного российского общества бытует мнение о том, что Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года оборвала интенсивное развитие Российской империи, достигшее небывалых высот к началу XX века.

 


Но так ли это на самом деле?


Каким было положение Российской империи накануне 1917 года?


Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть экономические показатели Российской империи в сравнении с основными экономиками ведущих стран мира; оценить  политическую ситуацию и отношение к монархии внутри страны; взглянуть на внешнюю политику России.


Начнем с экономики.


Несмотря на то, что с 1909 по 1913 год производство стали выросло в 1,4 раза, а чугуна в 1,6 раз, в России резко повысилась интервенция иностранного капитала, составившая  около 40% российской экономики.


В горной, горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности доля иностранного капитала была около 52%. 

В компаниях связанных с электроэнергетикой - 90%.

Паровозостроение на 100%.

 

Ниже в таблице отражены экономические показатели, из которых следует, что Россия к 1914 году значительно уступала ведущим мировым державам.

 

 

Рост дохода на душу населения (руб.) Мировая доля в промышленном производстве (%) Финансовый капитал на кануне Первой мировой войны
(доля в % от мировой)
С 1894 года
к 1913 году
  1881-1885
годы
1896 – 1900 годы 1913 год
138
США
26,6 30,1 35,8 20,7
190
Великобритания
26,6 19,5 14 20,7
108
Германия
13,9 16,6 15,7 13,8
122
Франция
8,6 7,1 6,4 18,4
34
(с 67 до 101)

Россия
3,4 5 5,3 4,6
(11,5 млрд. руб.)
Из них 2/3  – доля  иностранного капитала
126 Италия  
100 Австро-Венгрия


























 

 

По общему годовому обороту внешней торговли Россия в 1913 году занимала седьмое место после Великобритании, Германии,  США, Франции, Италии, Индии.


Основным торговым партнером России, накануне Первой мировой войны, является будущий враг - Германия (29,8% российского экспорта и 47,5% импорта).


Если заглянуть в «Обзор внешней торговли России по Европейской и Азиатской границам за 1913 год», опубликованный в Ежегоднике Министерства финансов, изданном в Петрограде, то по наименованию товаров видно, что Россия, как и должно аграрной промышленно отсталой стране, экспортирует продукцию сельского хозяйства и сырье.

А импортирует полуфабрикаты, готовые изделия, промышленное оборудование и машины.


Государственный долг России в 1913 году составлял  8,8 млрд. рублей.

 

После вступления России в Первую мировую войну все экономические показатели снизились.

А к 1917 году госдолг увеличился до 50 млрд. рублей.


Следует заметить, что относительно уровня ВВП России в 1913 году произошел рост в СССР показателя в 7,7 раз к 1940 году; в 13,3 раза к 1950 году; в 131 раз к году 1975.



Во внутренней политики положение Российской империи ухудшалось с каждым годом.


Поражение в Русско-японской войне.

Бездарная внутренняя политика властей.

Тяжелое положение рабочих и крестьян, наряду с их бесправным положением в обществе, вместе с активизацией революционных партий, настраивавших народные массы на борьбу за свои права, подвели Россию к революции 1905 года.

Эта революция стала переломным моментом в истории Российской империи.

Она сильно изменила политическую ситуацию в стране.

Огромные массы населения перестали думать лишь о хлебе насущном, и стали задумываться о своем положении и несправедливости общественного устройства, а окружение царя, о свержении монарха.


Политический кризис вынудил императора создать некий государственный орган власти.

Так 10 мая 1906 года появился первый избранный населением представительный законосовещательный орган  в России Государственная дума Российской империи I созыва (478 депутатов).


С начала работы  Думы депутаты выдвинули ряд серьезных вопросов, положительное решение по которым было направлено на рассмотрение председателю Совета министров И. Л. Горемыкину.

Среди них были такие вопросы: об амнистии всех политзаключённых, отмене смертной казни, об упразднении высшего законосовещательного органа Российской империи Госсовета, об установлении ответственности Совета министров перед  Думой.

И, пожалуй, самый важный – аграрный вопрос.


Практически все законодательные инициативы Думы были отклонены правительством.

 

Лишь два законопроекта было одобрено: законопроект  об отмене смертной казни, который удалось «протащить» депутатам с нарушениями процедуры голосования, и законопроект о выделении 15 млн. рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый заинтересованным в этом правительством.

В конце концов, отсутствие каких либо серьезных полномочий депутатов Думы I созыва, бесправность и безуспешность требований по их решениям, привело к роспуску Думы 22 июля 1906 года.


За три дня до роспуска Думы I созыва, император Николай II меняет председателя правительства И. Л. Горемыкина на П. А. Столыпина, который совместил эту должность с должностью министра внутренних дел.




И. Л. Горемыкин.                                                                                                 П. А. Столыпин.
 

22 июля 1906 года монарх издает манифест, в котором критикует работу Думы I созыва, призывает население к сохранению порядка и политической стабильности, и объявляет набор по прежним правилам в Думу II созыва.


Роспуск  Думы не сумевшей решить главный аграрный вопрос в стране, где около 77% населения были крестьяне, усилил революционные настроения.


II Государственная дума Российской империи просуществовала с 20 февраля по 2 июня 1907 года.

Как и первая, она была досрочно распущена по причине резкой конфронтации с Советом министров.


Историк-экономист Сергей Дубровский, обобщив наказы избирателей делегатам II Думы, сообщает следующее:

Требование отмены частной собственности на землю – 100% наказов, из которых 78% предлагали провести передачу земли крестьянам этой Думой.

 

Требование закона запрещающего  наемный труд в сельском хозяйстве 59% наказов.

 

Требование прямого прогрессивного подоходного налога  84% наказов.

 

Требование всеобщего бесплатного образования 100% наказов.

 

Требование свободных и равных выборов 84% наказов.

 

Ответом власти на эти инициативы стали репрессии 1907 - 1909 годов.

 

По решению судов тогда казнили более 5 тыс. человек, 170 тыс. – репрессировали.

 

Лидер кадетов П. Н. Милюков, также свидетельствует о том, что по стране были разосланы карательные отряды, которые без всякого суда расправлялись с недовольными властью.

 

Расстрел безоружных людей учувствовавших в забастовках, стачках, демонстрациях было стандартным решением внутренней политики Николая II, которого в народе называли «Кровавым».


В апреле 1912 года было подавлено (270 убито и 250 ранено) шествие безоружных демонстрантов Ленского золотопромышленного товарищества («Ленский расстрел»).


С каждым годом количество стачек росло, а вместе с ними росло число жертв подавления этих стачек.


За 1915 год было проведено 1946 стачек, в которых участвовало 900 тысяч человек.


За 1916 год прошло уже 2306 стачек (1 млн. 800 тысяч участников).


За первые два месяца 1917 года прошла 751 стачка, в которой приняло участие 700 тысяч человек.




Жертвы Ленского расстрела.


Расстрел демонстрации в Петрограде 1917 год.
 

Всё это жестоко подавлялось.




 

Самой устойчивой оказались Думы третьего (ноября 1907 по июнь 1912 года) и четвертого (15 ноября 1912 до формирования временного правительства) созыва.

Отсутствие уже в третьей Думе представителей народных масс обесценило значение этого органа для революционно настроенного населения Российской империи.

 

 

Кроме этого, Россия с огромными потерями пережила  1911 год.

 

Год страшного неурожая, в который пострадало 30 млн. россиян, а умерло от голода около 2 млн.

 


Действуя по формуле «не доедим, но вывезем» правительство продолжало экспортировать зерно, и вывезло в это год 50% собранного крестьянами зерна.

 


Вот что писал об этом страшном периоде в своей работе «О голоде» граф Лев Николаевич Толстой:  

«…употребляемый почти всеми хлеб с лебедой, — с 1⁄3 и у некоторых с 1⁄2 лебеды, — хлеб чёрный, чернильной черноты, тяжёлый и горький; хлеб этот едят все — и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные. …Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют».

 

У бедствующего, умирающего от голода и репрессий народа, вынужденного в ужасных условиях трудиться на господ по 12 – 14 часов каждый день, были все основания ненавидеть царскую власть.

 



Крестьяне при царе.

Женщины-бурлаки в царской России.



Крестьянские дети в царской России.
 

А как относились к императору и его супруге их окружение и ближайшее родственники?

Вот что говорил об этом профессор Ю. В. Ломоносов, бывший чиновник, работавший на железной дороге во время войны:

«Удивительно то, что, насколько я слышал, это недовольство было направлено почти исключительно против царя и особенно царицы.

В штабах и в Ставке царицу ругали нещадно, поговаривали не только о ее заточении, но даже о низложении Николая.

Говорили об этом даже за генеральскими столами.

Но всегда, при всех разговорах этого рода, наиболее вероятным исходом казалась революция чисто дворцовая, вроде убийства Павла».

 


А вот мнение известного в то время русского историка С. П. Мельгунова:

«Речь шла о заговоре в стиле дворцового переворота XVIII столетия, при которых не исключалась возможность и цареубийства».

 

Милюков говорил «о принудительном отречении Царя и даже более сильных мерах».

 

План А.И. Гучкова был  таков: «...Захватить по дороге между Ставкой и Царским Селом Императорский поезд, вынудить отречение, затем, одновременно, при посредстве воинских частей, на которые в Петрограде можно было бы рассчитывать, арестовать существующее правительство и затем уже объявить как о перевороте, так и о лицах, которые возглавят правительство»».

 


Близкие родственники считали Николая бездарным и слабохарактерным руководителем, каковым он и являлся.

 

Великие князья (15 человек) требовали отстранить от управления страной Николая II, и создать правительство, которое должно отчитываться перед  Думой.

 

Даже родная мать императора Мария Федоровна была в оппозиции по отношению к Николаю и требовала от сына отставки любимца императора Б. В. Штюрмера, который в 1916 году некоторое время совмещал три должности: министра внутренних дел, председателя Совета министров, и министра иностранных дел Российской империи.


В конце концов, они своего добились.


После февральской революции 1917 года сверженный Российский император Николай II отрекся от престола и за себя и за своего сына, а весной было создано так называемое Временное правительство.




Такой же бездарной и разрушительной для России была ее внешняя политика.

Об этом очень ярко свидетельствуют факты проигранных войн.


В 1905 году, капитулировав в войне с Японией (1904-1905), Российская империя  23 августа 1905 года подписывает  Портсмунский мирный договор, по которому она обязана была выполнить следующие условия:


1. Отказаться от притязаний на Маньчжурию.

2. Отказаться в пользу Японии от Курильских островов и половины острова Сахалин.

3. Признать за Японией право на Корею.

4. Передать Японии право на аренду Порт-Артура.

5. Выплатить Японии контрибуцию за «содержание пленных».




 

А втягивание России в Первую мировую войну в 1914 году, наряду с внутренними проблемами окончательно решило судьбу Российской империи движущуюся к своему краху.

 


На фронт было мобилизовано 15 млн. человек, из которых: 1,3 млн. были убиты или пропали без вести, 4 млн. получили ранения и увечья, а 2,5 млн. попали в плен.

 


Большинство промышленников и купцов восприняли эту войну как отличную возможность получить сверх прибили.

 

Часть дворянства воспользовалось  ситуацией войны для решения своих политических притязаний.

 

Другая часть дворянства использовала войну, как возможность обогащения за государственный счет.

Некоторые успешно совмещали то и другое.


Одним из таких предприимчивых был А. И. Гучков, возглавивший военно-промышленные комитеты.

 

Русский военачальник В. Н. Воейков вспоминал:

«Первою заботою созванных под руководством А. И. Гучкова военно-промышленных комитетов... было обеспечение себе 1% стоимости всех проходивших через комитеты поставок. Вследствие этого комитеты оказались, во-первых, коммерчески заинтересованы в возможно более высокой расценке поставок, а во-вторых, создалось такое ненормальное положение, при котором, например, состоялась уплата... военно-промышленному комитету процентного отчисления со стоимости переданного Главным артиллерийским управлением казенному Балтийскому заводу заказа...
Прекрасной иллюстрацией деятельности военно-промышленных комитетов может служить бывшая у меня в руках ведомость состояния главнейших заказов центрального военно-промышленного комитета на 1 января 1916 года... Так, например, снарядов к бомбометам заказано 3 245 000, а сдано 96 135; мин заказано 663 400, а сдано 119 штук и т. д. А куда уходили деньги военно-промышленного комитета, осталось — и не для меня одного — тайной».

 


А вот мнение военного цензора ставки верховного главнокомандующего Михаил Константинович Лемке:

«Когда сидишь в Ставке, видишь, что армия воюет, как умеет и может; когда бываешь в Петрограде, в Москве, вообще, в тылу, видишь, что вся страна... ворует. В этом главное содержание моих впечатлений. Все воруют, все грабят, все хищничают. И не надо очень глубоко вдумываться, чтобы понять еще больший ужас: страна ворует именно потому, что армия воюет; а армия воюет потому, что страна, в лице своих буржуазных правителей, предпочитает воровать».


«Эта война экспонировала уже другие виды воров: украдены миллиарды; народное достояние расхищается с неимоверной смелостью, безудержным нахальством, уверенностью в безнаказанности; к нему протянули свои цепкие руки и строевые чины, и штабные, и медицинский персонал, и многочисленные представители общественных организаций. Словом, воровство окончательно стало нашим национальным признаком».

 


Военный министр во время Первой мировой войны Д. С. Шуваев  со слов того же Лемке свидетельствовал:

 

 

«По данным, собранным Шуваловым, 300-400 % наживы с военных заказов являются обычными, а иногда эта прибыль доходит до 1000-1200 %».


А вот реакция на факты воровства и коррупции императора и главнокомандующего Николая II, который решил отчитать генерала артиллерии Алексея Алексеевича Маниковского за то, что тот старался положить конец этому беспределу:


НИКОЛАЙ II: На вас жалуются, что вы стесняете самодеятельность общества при снабжении армии.

МАНИКОВСКИЙ: Ваше величество, они и без того наживаются на поставке на триста процентов, а бывали случаи, что получали даже более тысячи процентов барыша.

НИКОЛАЙ II: Ну и пусть наживают, лишь бы не воровали.

МАНИКОВСКИЙ: Ваше величество, но это хуже воровства, это открытый грабеж.

НИКОЛАЙ II: Все-таки, не нужно раздражать общественное мнение.



Ники дурачится...
 

Все вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что накануне февральской буржуазно-демократической революции 1917 года Российская империя сильно уступала ведущим мировым державам в экономическом плане.

 

 

 

Самодержец Николай II в окружении людей ненавидящих, и, в конце концов, предавших его, вел страну к гибели.

Российская монархия, как таковая, изжила себя.

 

Народные массы уже не хотели жить по-старому.

 

Бессмысленная война, наряду с колоссальной коррупцией, и борьбой за власть до предела истощила страну во всех смыслах.

Крах Российской империи был неизбежен.