Русский язык — это лишь часть Русского мира
На модерации
Отложенный
Наш форум стал значимым событием в общественной жизни России. Он даёт политикам, представителям органов власти, экспертного сообщества, общественных структур уникальную возможность на высоком профессиональном уровне обсудить проблемы и перспективы развития Русского мира, роль русского языка, русской культуры в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
Сам факт, что такое обсуждение проходит в Крыму, придаёт ему особое звучание и особый смысл. Крым является современным символом народного единства, символом исторического разворота в геополитике и завершения эпохи однополярного мира.
Возвращение в Россию защитило народы полуострова, исторически, ментально и культурно принадлежащие к Русскому миру, от угрозы геноцида со стороны киевского режима.
Нас поддержали соотечественники на всех континентах, вне зависимости от страны проживания. В том числе представители наиболее известных русских фамилий, чьи предки внесли особый вклад в историю и культуру нашей страны. И в этом смысле Крым действительно стал точкой сборки Русского мира.
С другой стороны, это был момент истины.
Реакция на результаты свободного волеизъявления крымчан, на войну в Донбассе ясно показывает, какие цели ставят перед собой западные страны. Реальная политика США и их европейских вассалов направлена на переформатирование нашего цивилизационного кода, на уничтожение нашей страны как влиятельного международного игрока.
По словам замечательного русского философа Ивана Ильина, Западу «нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах, в расчленении».
Инструментом гибридной войны Запада с Русским миром и «полигоном» для обкатки самых диких русофобских технологий стала Украина. Эта страна фактически находится под внешним управлением.
Жертвами войны на Донбассе стали тысячи мирных жителей, вся вина заключалась только в том, что они хотели остаться частью Русского мира.
Киевский режим и его пособники подвергают все русское оголтелой травле, уничтожают и запугивают несогласных.
Под лживым предлогом так называемой декоммунизации имена героев в названиях улиц и проспектов заменяются именами предателей, палачей и нацистских преступников.
Развернуты масштабные гонения на каноническое православие. Само упоминание об общих корнях русского и украинского народов приравнено к уголовному преступлению.
Навязывая русофобию в качестве государственной идеологии, киевский режим и его западные хозяева толкают украинский народ к духовному и политическому самоубийству.
Убивая в себе Русский мир, украинец убивает себя как наследника нашей общей великой истории и культуры. В результате под вышиванкой остаётся пустота, которую, в полном соответствии со словами Библии, заполняет легион бесов. Это химеры нацизма, ненависти и ксенофобии, это язычество, оккультизм и религиозные лжеучения.
Киевский режим пытается превратить Украину в антирусский мир. Неизбежным следствием этих попыток стала деградация экономической, политической и общественной жизни, интеллектуальное и нравственное одичание русофобов. Это отражается и в истерических заявлениях официального Киева, ошалевшего от крови и безнаказанности, и в его неадекватных действиях.
Сегодня Украина является главным фронтом борьбы за Русский мир. А украинский нацизм – главным инструментом разрушения и подчинения братской страны внешним игрокам, главной антиукраинской силой.
Нацистская власть обрекает население своей страны на роль биомассы, единственный смысл существования которой заключается в обслуживании потребностей так называемого «золотого миллиарда».
Уверен, что украинский народ никогда не смирится с такой жалкой ролью и отправит нынешнюю преступную власть вместе с ее русофобией на свалку истории. Существование и развитие действительно независимого украинского государства возможно только в орбите Русского мира, в союзе с Россией.
Агрессия Запада против Русского мира нарастает. Западные идеологи стремятся дискредитировать саму идею, сведя её до уровня националистического лозунга. Наши противники пытаются представить дело так, что Россия якобы использует идею Русского мира для обоснования претензий на захват территорий, населённых русским и русскоязычным населением.
На мой взгляд, назрела необходимость разработки детальной, глубоко аргументированной концепции Русского мира. Причем сделать это необходимо уже в самом ближайшем будущем.
Уважаемые коллеги!
Что мы понимаем, когда говорим о Русском мире?
Прежде всего, это не этническое и не политическое, а цивилизационное понятие. Это мир многонациональный и многоконфессиональный, который сформировался как единая система перед лицом исторических вызовов, угроз, агрессий, испытаний.
Русский мир шире границ России. Хотя бы потому, что 30 миллионов наших соотечественников живут за рубежами нашего Отечества. По словам нашего Президента Владимира Владимировича Путина, после распада Советского Союза русский народ в одночасье оказался самым большим разделённым народом в мире.
Именно русский народ, состоящий из трёх ветвей – великорусской, малороссийской и белорусской, – является стержнем Русского мира.
Все мы вышли из крещальной купели святого князя Владимира в Херсонесе.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо отметил, что «Русский мир – это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности».
На протяжении веков Русский мир был защитой, опорой и убежищем для многих народов. Только в его пространстве многие национальности могли сохранять свою самобытность, развивать свою культуру.
Пример Крыма в этом смысле очень показателен. Наивысшего расцвета наш полуостров достиг именно в орбите Русского мира.
После вхождения в состав Российской империи в 1783 году древняя Таврида родилась заново. Она превратилась в процветающую провинцию великой империи, стала родным домом для людей разных национальностей и вероисповеданий, которые внесли свой вклад в историю и культуру нашего полуострова.
Это великий художник Иван Айвазовский, 200-летний юбилей которого мы будем отмечать в июле этого года. Иван Константинович говорил, что он «русский в душе», но это не мешало ему оставаться великим сыном армянского народа.
Это великий просветитель тюркских народов, крымский татарин Исмаил Гаспринский, который, кстати, был городским головой Бахчисарая. В этом городе действует мемориальный музей Гаспринского.
Это караим Семён Дуван, известный филантроп, который в начале двадцатого века занимал пост городского головы Евпатории и много сделал для превращения города в передовой курорт Российской империи. Памятник Дувану установлен в центре Евпатории.
Это крымчак Илья Сельвинский, известный русский и советский поэт. Дом-музей Сельвинского находится в Симферополе.
Этот список можно продолжать.
С Крымом связан огромный пласт русской культуры, десятки великих имён, составивших славу и гордость России, – от Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова до Шмелёва, Солженицина, Бродского, Караманова.
Наш многонациональный полуостров является как бы маленькой моделью «большой» России. Национальное и культурное многообразие – это главное богатство нашей республики и нашей страны.
Крым был, есть и будет важным духовным центром Русского мира, русской цивилизации. Крымчане убедительно доказали это в феврале и марте 2014 года. Мы сохранили и защитили великое русское слово, мы вернулись домой, в Россию!
Сегодня перед нами стоит важнейшая задача – воспитание и укрепление российской идентичности. В первую очередь это касается молодёжи.
Решение этой задачи невозможно без глубокого изучения молодыми людьми русского языка и литературы, отечественной истории, без воспитания уважительного отношения к культурам и традициям всех народов Крыма и России.
Наш Президент в ходе выступления на первом съезде Общества русской словесности, который проходил в прошлом году, особо подчеркнул роль русского языка как языка межнационального общения, в создании единой российской нации.
По словам главы государства, «сбережение русского языка, литературы и нашей культуры – это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире».
В то же время, для того, чтобы Русский мир стал конкретным цивилизационным проектом, недостаточно одних только усилий по изучению и распространению русского языка.
Повторюсь: необходима разработка концепции Русского мира как перспективной модели консолидации наших соотечественников. Эта концепция должна найти своё отражение на законодательном уровне, получить политическую, финансовую, информационную поддержку государства.
Один из самых острых и больных вопросов в этом плане связан с выстраиванием политической линии по отношению к пока непризнанным республикам Донбасса. Они находятся на передовой борьбы за Русский мир.
Многие наши соотечественники оказались в ситуации гуманитарной катастрофы. На мой взгляд, было бы правильно и целесообразно провести для них полную миграционную амнистию, разработать дополнительный перечень преференций на территории России. В том числе и в Крыму. Но пока этого не произошло — из миллиона гражданство получила только десятая часть.
Считаю, что эта ситуация находится в противоречии с цивилизационными интересами России и Русского мира.
В то же время это часть общей проблемы. Решение многих вопросов, важных для укрепления позиций российских соотечественников за рубежом, нуждается даже не столько в дополнительном финансировании, сколько в более осмысленном и менее бюрократическом подходе, в надлежащем законодательном обеспечении, в большем внимании к людям и уважении их интересов.
Это касается не только вопросов предоставления гражданства, но и реализации программы переселения соотечественников. Причём конкретные практические решения в этом направлении надо принимать уже сегодня.
Идеи Русского мира должны постоянно быть в центре общественного сознания. Это логическое продолжение политики возрождения российской государственности в новых геополитических условиях.
Из выступления Главы Республики Крым на III Ливадийском форуме
«Русский мир и русский язык: исторические корни и направление развития» (06.06.2017)
Комментарии
А русские, как несуществующая по основному закону нация, не могут им пользоваться.