Тайная ложа или явная лажа. Почему мир опять увлекся теориями заговора

На модерации Отложенный

 

Постер к сериалу «Vизитеры» (2009)

 

Чем больше в мире политических угроз, чем ближе опасность третьей мировой, тем охотнее человеческий мозг пытается найти рациональные объяснения происходящему, множа различные теории заговора. Ведь еще страшнее предположить, что мир, заполненный ядерным оружием, может стать заложником обычной ошибки, глупости или неуравновешенности конкретных политиков.

 

По словам Владимира Путина, «российско-американские двусторонние связи оказались сегодня на низшей со времен «холодной войны» точке». Так что неудивительно, что почти любое событие или явление — от выборов до плохой погоды — граждане обеих стран все чаще объясняют «происками врагов». Американцы, благодаря бесконечным поискам «русского следа» в своих СМИ, уверены, что «путинские хакеры» забрались не только в каждый компьютер, но чуть ли не в каждый банкомат и вот-вот обрушат курс доллара. А наши люди даже холодное лето 2017-го всерьез объясняют применением климатического оружия. Расходятся только в версиях, кто именно это оружие против нас применил — сами США или США руками украинцев.

 

На ключевую фразу «климатическое оружие» соцсети выбрасывают тысячи постов — от ироничных до вполне серьезных.

И чем холоднее на улице — тем жарче градус конспирологических версий.

«В общем, Лавров не договорился с Трампом, и США с 8 мая применили климатическое оружие против Москвы. В Липецке в это время было 22 градуса тепла», — собирает лайки автор этого поста.

«Американцы применили климатическое оружие для срыва Кубка конфедераций. Приедут чилийцы с мексиканцами, испугаются и потребуют переноса ЧМ в Катар», — приводит свою версию другой автор.

По телевизору запускают опрос: «Холод — это климатическое оружие или кара Божья?»

 

А патриотическое интернет-СМИ на полном серьезе выдает материал о том, что «с помощью направленного воздействия на ионосферу совершенно реально создавать атмосферные фронты, которые будут препятствовать полетам дальней авиации, или же осуществлять экономический саботаж — например, вызывая наводнения на территории военного противника или экономического конкурента... Аномальная весна в странах Восточной Европы, которые хотя и являются союзниками США по НАТО, но как члены ЕС одновременно конкурируют с Америкой экономически, может быть признаком того, что администрация Трампа исподтишка решает и такую задачу».

Но, конечно, чаще всего «теории заговора» процветают в политике. В тех же США с каждым днем растет число «агентов Путина» — кажется, чуть ли не каждый американец, что когда-то общался с россиянами, подозревается сегодня в том, что голосовал за Трампа, будучи подкупленным Кремлем.

Не отстает и Россия — и вот в Совете Федерации уже предлагают создать комиссию, которая будет заниматься мониторингом «враждебной активности иностранных государств». А пресс-секретарь президента в связи с этим говорит, что «попытки вмешательства во внутренние дела Российской Федерации есть, они хорошо известны. И, безусловно, это требует определенного внимания».

Впрочем, дело не ограничивается только внешней политикой, ищут заговорщиков и внутри Кремля. Так, западные эксперты активно обсуждают версию, что ряд высокопоставленных российских бюрократов сознательно раскачивают ситуацию в стране. Иначе как объяснить последние громкие судебные решения, которые точно не идут на пользу власти в России. Это и вердикт по делу директора Украинской библиотеки, которую признали виновной в экстремизме. И, конечно, решение суда по делу Усманова–Навального, после которого 12 июня на улицы, по их версии, выйдет куда больше народу, чем в марте.

 

Автор «Газеты.Ru» политолог Валерий Соловей говорит, что уже устал объяснять западным коллегам, что не стоит искать заговора там, где довольно глупости, практически дословно повторяя слова Наполеона Бонапарта: «Никогда не приписывай злонамеренности то, что вполне объясняется некомпетентностью».

Российский писатель Виктор Пелевин на эту же тему высказался еще остроумнее: «Миром правит не тайная ложа, а явная лажа».

Действительно, конспирология — едва ли не лучший тест на состояние мозгов и каждого конкретного человека, и общества в целом. Когда человек уверен, что все его проблемы — это происки «врагов» или «темных сил», он просто пытается снять с себя ответственность за свою судьбу — ну что может слабый человек против «темных сил», какой с него спрос?

 

Когда общество во всех своих бедах видит «руку Госдепа» или «руку Кремля», оно также перестает относиться критично к непосредственной власти, представители которой могут даже не по злому умыслу, а просто по ошибке, некомпетентности или самомнению наломать столько дров, сколько не наломают никакие «мировые правительства» и «масонские ложи».

Ну а что касается холодного лета и недавнего урагана, то будь у нашей госметеослужбы не два метеоспутника на орбите, а хотя бы пять, как в былые годы, то и прогнозы выдавались бы пораньше и поточнее. Причем не американцы наши спутники с орбиты сбили, а просто старые, по словам главы Гидрометцентра Романа Вильфанда, давно сломались, а на новые денег в российском бюджете пока не нашлось. Если и искать здесь конспирологический след, то «враг» наших метеоспутников притаился явно ближе к Кремлю, чем к Пентагону.