Польские удары в спину Красной Армии

На модерации Отложенный   Польские удары в спину Красной Армии

           30 сентября 1939 года, когда в оккупированной Польше еще не затихли последние бои, во французском Анжере было провозглашено создание польского эмигрантского правительства.

Возглавил его генерал Владислав Сикорский, который в довоенные годы считался находящимся в оппозиции правящему в Польше режиму.

На практике его оппозиционность проявилась весьма своеобразно.

Если те же Рыдз-Смиглы и Бек, при всех их русофобских и антисоветских комплексах, все же не осмелились объявить войну СССР после занятия Красной армией Западной Украины и Западной Белоруссии, то теперь это сделало эмигрантское правительство Сикорского.

Так что поляки могут гордиться тем, что начали войну с Советским Союзом более чем на полтора года раньше Гитлера.

 

Владислав Сикорский - глава правительства Польши в изгнании (zgapa.pl)

 

          Основным инструментом этой «войны» польского эмигрантского правительства против СССР стал т. н. Союз Вооруженной борьбы (прообраз будущей Армии Крайовой) – подпольная армия эмигрантского правительства на территории бывшей 2-й Речи Посполитой.

Причем если на оккупированной немцами территории польские «сопротивленцы», опасаясь репрессий, вели себя достаточно скромно, то на «восточных кресах», как поляки называли украинские и белорусские земли, они развернули широкомасштабную диверсионно-террористическую деятельность.

Впрочем, и НКВД тоже не зря ел свой хлеб, и польское подполье было полностью разгромлено к концу 1940 – началу 1941 гг.

Флаг Армии Крайовой (megabook.ru)

Однако начавшаяся 22 июня Великая Отечественная война должна была привести к смене приоритетов и у советской, и у польской сторон.

И, действительно, при посредничестве Великобритании 30 июля 1941 года было заключено соглашение между СССР и правительством Сикорского.

12 августа Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О предоставлении амнистии польским гражданам, содержащимся в заключении на территории СССР».

14 августа в Москве было подписано военное соглашение, предусматривавшее формирование на территории СССР польской армии для последующего участия в войне против Германии на советско-германском фронте.

Уже к 31 августа 1941 года численность польской армии превысила 20 000, а к 25 октября – 40 000 человек. Несмотря на труднейшее положение, в котором находился в то время СССР, ее щедро снабжали всем необходимым.

Польский посол в Москве Кот в своих отчетах в Лондон, где с 1940 года обосновалось польское эмигрантское правительство, сообщал: «Советские военные власти весьма облегчают организацию Войска Польского, на практике они полностью идут навстречу польским требованиям, отдавая Войску солдат, мобилизованных уже в Красную армию на землях Восточной Польши».

Повстанцы-харцеры Армии Крайовой во время Варшавского восстания 1944 года (Jerzy Tomaszewski)

         Однако поляки отнюдь не рвались в бой с немцами.

3 декабря приехавший в Москву Сикорский вместе с командующим польской армией в СССР генералом Владиславом Андерсом и Котом был принят Сталиным.

Немцы стояли под Москвой, а Андерс и Сикорский доказывали, что польские части следует отправить в Иран (в августе 1941 года советские и английские войска были введены в Иран для борьбы с прогерманским режимом Реза-шаха. – Прим. ред.).

Возмущенный Сталин ответил: «Обойдемся без вас. Сами справимся. Отвоюем Польшу и тогда вам ее отдадим».

 

Полковник Зигмунд Берлинг, один из польских офицеров, настроенных на честное сотрудничество с советской стороной, позднее рассказывал: Андерс и его офицеры «делали все для того, чтобы затянуть период обучения и вооружения своих дивизий», чтобы им не пришлось выступить против Германии, терроризировали польских офицеров и солдат, которые желали принять помощь советского правительства и с оружием в руках идти на захватчиков своей родины.

Их фамилии заносились в специальный указатель под названием «картотека Б» как сочувствующих Советам.

Зигмунд Берлинг в годы Второй Мировой войны командовал 1-й Польской армией (fenomenalnyjsite.tk)


Т. н. «Двуйка» (отдел разведки армии Андерса) собирала сведения о советских военных заводах, железных дорогах, полевых складах, расположении войск Красной армии.

Иметь таких «союзников» в своем тылу становилось просто опасно.

В результате летом 1942 года армия Андерса все-таки была выведена в Иран под покровительство англичан.

Всего из СССР выехало около 80 000 военнослужащих и более 37 000 членов их семей.

Впрочем, тысячи польских солдат под командованием Берлинга предпочли остаться в СССР.

Из них была сформирована дивизия им. Тадеуша Костюшко, ставшая основой 1-й армии Войска Польского, сражавшегося на советской стороне и дошедшего до Берлина.

Владислав Андерс - главнокомандующий польскими силами на Западе (berkovich-zametki.com)

Между тем польское эмигрантское правительство продолжало по мере сил пакостить СССР: в марте 1943 года оно активно поддержало пропагандистскую кампанию о «катынском расстреле», поднятую рейхсминистром пропаганды Геббельсом.

23 декабря 1943 года советская разведка предоставила руководству страны секретный доклад министра польского эмигрантского правительства в Лондоне и председателя польской комиссии послевоенной реконструкции Сейды, направленный президенту Чехословакии Бенешу как официальный документ польского правительства по вопросам послевоенного урегулирования.

Озаглавлен он был так: «Польша и Германия и послевоенная реконструкция Европы».

Смысл его сводился к следующему: Германия должна быть оккупирована на западе Англией и США, на востоке – Польшей и Чехословакией.

Польша должна получить земли по Одеру и Нейсе.

Граница с Советским Союзом должна быть восстановлена по договору 1921 года.

Черчилль хоть и был солидарен с планами поляков, понимал их нереальность.

Рузвельт же назвал их «вредными и глупыми» и высказался за установление польско-советской границы по линии Керзона, с которой в целом совпадала государственная граница СССР, установленная в 1939 году.

Ялтинские договоренности Сталина, Рузвельта и Черчилля по созданию нового демократического правительства Польши, разумеется, не устроили польское эмигрантское правительство.

Весной 1945 года Армия Крайова под руководством генерала Окулицкого, бывшего начальника штаба армии Андерса, усиленно занималась террористическими актами, диверсиями, шпионажем и вооруженными налетами в тылу советских войск.

22 марта 1945 года Окулицкий сообщал командующему западным округом Армии Крайовой, обозначенному псевдонимом «Славбор»: «Считаясь со своими интересами в Европе, англичане должны будут приступить к мобилизации сил Европы против СССР.

Ясно, что мы будем в первых рядах этого европейского антисоветского блока; и также нельзя представить этот блок без участия в нем Германии, которую будут контролировать англичане».

Леопольд Окулицкий -последний комендант Армии Крайовой  (polskieradio.pl)

Эти планы польских эмигрантов оказались несбыточными.

К лету 1945 года 16 арестованных польских шпионов, включая Окулицкого, предстали перед Военной коллегией Верховного суда СССР и получили разные сроки заключения.

Однако Армия Крайова, формально распущенная, а фактически преобразованная в организацию «Вольность и неподлеглость», еще несколько лет вела террористическую войну против советских военных и новых польских властей.

Стоит также упомянуть, что в годы Второй мировой войны значительное число поляков воевало на стороне Германии.

На польских землях, напрямую присоединенных к Третьему рейху, их призывали в ряды вермахта.

Как потом утверждали поляки, насильно.

Но тут вспоминается Владимир Иванович Даль, который еще в XIXвеке записывал в своем словаре: «Всякий пленный поляк говорит: меня приневолили!»

 

Владимир Иванович Даль (megabook.ru)

Во всяком случае, только с территории польской части Верхней Силезии в немецкую армию было мобилизовано свыше 100 000 поляков.

По данным военной разведки Красной армии, в 1942 году поляки составляли 40-45% личного состава 96-й пехотной дивизии вермахта, около 30% 11-й пехотной дивизии (вместе с чехами), около 30% 57-й пехотной дивизии, около 12% 110-й пехотной дивизии.

Ранее в ноябре 1941 года разведкой было обнаружено большое количество поляков и в 267-й пехотной дивизии.

 

В результате к концу войны в советском плену оказалось 60 280 поляков, сражавшихся на стороне Гитлера.

И это далеко не полная цифра.

Около 600 000 пленных из армий Германии и ее союзников после соответствующей проверки были освобождены непосредственно на фронтах.

«В основной массе это были лица негерманской национальности, насильственно призванные в вермахт и армии союзников Германии (поляки, чехи, словаки, румыны, болгары, молдаване и др.), а также нетранспортабельные инвалиды», – говорится в официальных документах.

Читать полностью: http://www.km.ru/front-projects/krestovyi-pokhod-zapada-protiv-rossii/polskie-udary-v-spinu-krasnoi-armii