Григорий Лурье. Храму науки – достойного патриарха!
На модерации
Отложенный
Противники избрания Святейшего Патриарха Кирилла действительным членом Российской Академии наук давно уже лишены права использовать примитивный аргумент — дескать, он никакой не ученый. Его признали своим почетным доктором такие выдающиеся светские научные учреждения, как МГУ, МИФИ, петербургский Политехнический университет, а самой первой — военная Академия ПВО Сухопутных войск (1996). После избрания патриархом в 2009 году его научные успехи и соответствующее признание становятся поистине всемирными, достигнув Воронежского государственного университета, не говоря о многих иных. Почетным профессором Санкт-Петербургского государственного университета он пока что не стал, но мы догадываемся о причине. Вероятно, представители гуманитарных и естественных дисциплин оспаривают друг у друга право присудить эту степень за заслуги именно в своей области. Иногда ученые ведут себя очень конфликтно, а настоятель домовой церкви при университете, хотя по должности и является членом Большого Ученого совета, не пользуется достаточным духовным влиянием на своих пасомых проректоров и деканов. Во всяком случае, никаких ведомостей о бытности их на исповеди у протоиерея Кирилла Копейкина не публикуется, и возникает сомнение, ведутся ли эти ведомости вообще. РПЦ – это тоже люди, а где люди, там и несовершенство…
Если кто-то сомневается в авторитетности всех этих ученых советов, которые уже присудили степень почетного доктора наук Патриарху Кириллу, то он сомневается в авторитетности всех российских ученых советов как таковых. Ведь в тех же МГУ и МИФИ, как и в петербургском Политехе, работают ученые с мировым именем. Лучшего научного уровня в России просто нет. Эти ученые входят во все эти ученые советы и наверняка давно и заинтересованно следят за научной деятельностью Святейшего Патриарха. Они ожидают найти в его мудрых словах руководство для деятельности каждому в своей собственной области науки — и, конечно же, находят. Конечно, причины их научных успехов не сводятся к этому, но и не обходятся без духовной составляющей. Иначе быть просто не может. «Если Патриарх Кирилл не настоящий почетный доктор, то какой я доктор наук!» — воскликну тут и я, перефразировав одного из религиозных героев Достоевского.
Поэтому нынешние противники избрания Святейшего Патриарха Кирилла действительным членом Российской Академии наук сосредотачиваются на другом аргументе: мол, зачем ему это надо. — Разумеется, Святейшему Патриарху это не надо; он, как известно, монах. Надо спрашивать о другом: зачем это надо нам — научному сообществу.
Сейчас мы вплотную приблизились к необходимости сформировать в Академии наук отделение теологии. Но это вопрос кадров.
Слава, как теперь оказалось, Богу — у нас осталось от СССР достаточное количество идеологически выдержанных специалистов по общественным наукам, которые уже прошли в академики и готовы хоть сейчас переименоваться в теологов. Поэтому главная проблема — найти того, кто возглавит отделение теологии РАН. Это должна быть личность, обладающая бесспорным авторитетом в теологической номенклатуре. А такая личность у нас одна. Конечно, Святейшего Патриарха еще долго придется уговаривать принять членство в Академии наук, но тут научное сообщество может давить на самые основания его патриотической религии: Патриарх не захочет оставить главную Академию наук всего Русского мира без отделения теологии.
А ведь вопрос стоит именно так. Само создание отделения теологии в РАН сейчас под угрозой. Только что состоялась первая в России защита кандидатской диссертации по нововведенной специальности «теология». Но сколько нашлось ученых, которые отрицают основу основ нашего постпартийного обществознания — существование «научно-теологического метода» (с их отзывами можно ознакомиться здесь)! А ведь диссертант яснее ясного объяснил, что «научно-теологический метод конституируется: 1) специфическим (уникальным) предметом и источником теологического знания; 2) подразумеваемым ими же личностным опытом веры и жизни теолога…»
А чего неясного-то? Вот изучаешь ты теологию. Тогда изволь предъявить свой «личностный опыт веры и жизни теолога». Не имеешь? — Нарабатывай. Считай, что тебе повезло, что ты не изучаешь приматов. Кстати, думаю, поэтому так много биологов среди авторов отрицательных отзывов на диссертацию. Они боятся, что для изучения обезьян их будут заставлять побыть обезьянами. Какая глупость! Во-первых, биология не является гуманитарной наукой, а это только для гуманитарных знаний так важно самому побыть обезьяной и вообще любым объектом собственного гуманитарного изучения. (Переведу на более формальный язык: не всякий вид включенного наблюдения является научным). Во-вторых… Нет, не скажу. Не хочу никого расстраивать. Особенно представителей естественных наук из МГУ, которые сейчас написали отрицательные отзывы на диссертацию по теологии, а уже давно держат Патриарха Кирилла почетным доктором собственного университета.
Вся надежда на Академию наук. Скажу как не только епископ, но и доктор (не почетный) философских наук: отечественная наука в опасности!
Григорий Лурье, епископ
P.S. Вспомнился анекдот про чукчу, которого выбрали почётным академиком. По чётным академик, по нечётным охотник. Но тот хоть пользу приносил как охотник.
Комментарии
И не будет тогда там никаких Гундяев.
Не может не радовать.
И будут решены все научные проблемы без Перельманов и иже с ними!?
И найдут, наконец, ответ на вопрос, поставленный еще Сергеем Николаевичем Филипповым - есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе!