ПРАВОСЛАВИЕ - история

На модерации Отложенный

После 313 г. Католическая церковь стала государственной. Главой церкви был объявлен римский епископ (папа). В это время в церковь проникают обряды и постановления, кото-рых нет в Библии: - празднование воскресенья вместо субботы ( указ Константина 321 г. , Лаодикийский собор 364 г.) - иконопочетание ( окончательно утверждено в 787 г.) - порядок богослужений, литургия Василия Великого ( 370 г.) - крестное знамение ( 360 г. , Утверждено 680 г.) - поклонение деве Марии и святым ( 715 г.) - золотые ризы священников ( 600 г.) - зажигание свечей в любое время дня ( 545 г.) - обычай молиться на восток ( 532 г.) - кропление водой ( 682 г.) - каждение фимиамом ( 337 г.) Католическая церковь вначале была единой. Но в 395 году Римская империя была разде- лена на Западную и Восточную. Центр Запада - Рим под управлением папы Центр Востока - Константинополь под управлением кесаря (он стал столицей ещё в 330 г. - с этого и началось деление церкви) Восточной церковью в конце V века стал руководить сам император, а папа имел влия-ние только на Запад. ( Он сам был слишком далеко, чтобы император руководил им. Тот и другой в своей вотчине объединял политическую и духовную власть.) Разница в философии: Запад - более практический, но не интересующийся богословием (толкованием догматов) Восток - занимался решением богословских проблем в философском духе Другие различия: Запад Восток 1. Духовенству запрещено 1. Разрешены браки «белого» духовенства жениться ( не принявшего монашества ) 2. Священникам разрешалось брить 2. Священники должны были носить бороду бороду 3. Считал латинский язык самым главным 3. Считал главным (особым) греческий язык 4. Добавил в Никейский символ веры то, 4. Считает, что Дух исходит только от Отца Что Святой Дух исходит «От Сына» во имя Сына ( Иоанн 14.26 ; 15.26) 5. Отстаивал поклонение иконам, статуям 5. Изгнал поклонение статуям, но оставил и крестам иконы (строгий канон) и крест Кроме того, с самого начала были споры по поводу даты празднования Пасхи. В IX веке значительный вклад в восточную церковь внесли братья Кирилл ( в миру Константин ) и Мефодий из Салоник. Они изобрели нашу азбуку и перевели Библию на славянский язык, также преподавали в славянских училищах и проводили богослужение на славянском языке. ( Папство же считало, что служить Богу можно только на трёх язы-ках: еврейском, греческом и латыни.) Обращение славян: 864 г. - Болгария крещена при царе Борисе; 965 г. - крестилась кня- гиня Ольга, а в 988 году её внук Владимир крестился и крестил Киевскую Русь. В середине IX века папа Николай I попытался повлиять на назначение главы восточ-ных церквей - патриарха Константинопольского (папа возвышался над всеми патриарха-ми). Но византийцы возмутились против этого. В середине XI века патриарх Михаил обвинил католиков за то, что используют для причастия пресный хлеб ( Исх 13.6, Матф 26.26). Папа Лев IX послал в Византию карди- нала Гумберта и других легатов для решения спора, но это не помогло. 16 июля 1054 года римские легаты возложили на алтарь кафедрального собора святой Софии в Константинополе грамоту об отлучении патриарха и его последователей. Патри-арх же в ответ предал анафеме папу и его иерархию. ( Эта анафема (обоюдная) была отме- нена 7 декабря 1965 года Павлом VI и Афинагором. ) С этого момента восточная церковь стала независимой. Обе церкви претендовали на на-звание «католическая (вселенская) церковь», но так как это название утвердилось за Ри-мом, то восточная церковь стала называться православной (т.е. правоверной). До XIV века в православной церкви особых изменений не произошло, как в доктринах, так и в деятельности. После 1453 года, когда был захвачен турками Константинополь, он потерял значение, и лидерами в православии сделались русские патриархи. На развитие русской церкви также оказало влияние татарское иго ( 1237-1480 ), когда Россия была от- резана от Константинополя. После 1453 года резиденция русского митрополита перенесе- на из Киева в Москву ( подальше от Константинополя, поближе к царю ), и митрополит стал зависеть от влияния светской власти. Вскоре был избран «митрополит Московский и всея Руси». В 1589 году Русская православная церковь стала национальной церковью (пат- риархатом). Москва объявлена третьим Римом ( 1 - Рим, 2 - Константинополь ). Затем в русской церкви произошёл раскол. После 1650 г.

патриарх Никон ввёл крещение тремя пальцами вместо двухперстного. Тут возникло движение против этого во главе с Аввакумом ( старообрядцы, которых затем преследовали, а Аввакум был сожжён как еретик. В 1722 г. Пётр I реформировал управление церкви. Когда умер патриарх Афанасий, Пётр запретил выбирать нового патриарха, а поставил над церковью Священный Синод, которым управляло гражданское должностное лицо, подчинённое царю. Так были слиты церковь и государство. Это продолжалось до 1917 года. РПЦ отличает антисемитизм, как откровенный, так и скрытый. В церкви постепенно возрастала ненависть к евреям (они забыли, что евреи составляли основу, столп первой Церкви). В конституции Пилипа Орлика государственной верой объявлено православие и отмечен вред всех прочих вер, особенно же иудаизма. В начале XX века было сфабрико- вано так называемое «дело Бейлиса» об убийстве украинского мальчика, в котором обви- нили евреев, которые якобы «кладут в пасхальную мацу кровь православную» ( Быт 9.4, Лев 3.17). В 1905 г. образован «Союз русского народа» ( Союз Михаила Архангела), на- правленый против социалистов и евреев. Примерно тогда же начались погромы. Недавно было создано общество «Память», которая продолжает черносотенные традиции. В 1990 году был зверски убит Александр Мень (еврей и реформатор в православии), которого лидер «Памяти» Васильев называл «опасным еретиком». В 1917 г. коммунисты захватили власть в России. Они своим декретом отделили церковь от государства и опять разрешили выбирать патриарха. В 1917 - 23 году были гонения на РПЦ: конфискация церковного имущества, лишение духовенства права голоса, запрет ре-лигиозного обучения. В 23 - 28 г. прямые гонения сменились атеистической пропагандой ( проведение антирелигиозных карнавалов, образование Союза воинствующих безбожни-ков, дискредитация церкви ). Но это не возымело успеха. Тогда Сталин в 1928 - 39 гг. пус- тил в ход радикальные меры: запрещение служб, закрытие ( и уничтожение ) церквей и монастырей ( ~10%, не восстановлены по сей день). Только в 1929 г. 1400 храмов закры- то и переделано для светских нужд ( клубов, спортзалов и т. д. ). На месте храма Христа Спасителя хотели построить Дворец Советов, но так и не построили. Многие священники сделались агентами органов ( ГПУ - НКВД - КГБ ) и доносили на прихожан. Всё же к 1937 г. половина населения России сохраняла веру во Христа. Тогда были прекращены карна- валы и преподавание атеизма в школах. В 1941 г. церковь поддержала советское прави-тельство во время войны и добилась веротерпимости, но не полной свободы. В 1988 г. картина изменилась. По случаю 1000-летия крещения Руси правительство Горбачёва назначило его всенародное празднование. Горбачёв встречался с патриархом Пименом и устроил роскошный концерт духовной музыки в Кремлёвском Дворце Съез-дов, где собиралась на свои форумы компартия и устраивались торжественные заседания. Кое-кто стал цитировать «Дан 12.1» и к слову «Михаил» добавлять слово «Меченый» ( Горбачёву мы обязаны свободой совести ). После этого и протестанты получили свобо-ду. 25 декабря 1989 года первый протестантский проповедник ( Роберт Шуллер ) высту-пил по Центральному телевидению. В 1991 г. первый президент России Ельцин был бла- гословлён патриархом. Современное православие идёт на сближение с другими церквями. В 1965 г. они поми-рились с Римом, но продолжают обвинять католиков в ереси. Они также пытаются утес- нять протестантов. В 1993 г. в Верховном Совете России прошёл закон о религиях, где от- водится ведущая роль православию, а протестантов ограничивают в правах ( они испуга-лись «нашествия» проповедников с Запада ). В настоящее время в самом православии про- изошёл раскол; на Украине существует 3 православные церкви - Московский патриархат, Киевский патриархат и автокефальная церковь. Правители, видя значение церкви, «заиг-рывают» с ней - ходят в храм, присягают на Библии, встречаются с духовенством. Право- славие до сих пор внушает всем отвращение к протестантским церквам. То, что происходит сейчас с православием и другими церквями, указывает на последнее время. Это их сближение и сотрудничество с государством ( Откр 13.11-17). Необходимо бодрствовать и молиться об излитии Святого Духа ( Иоиль 2.23-32).