Быть богатым — дело богоугодное

На модерации Отложенный Быть богатым — дело богоугодное

http://www.aero-don.ru/articles/s/13/

Богатство евреев всегда вызывало раздражение — по крайней мере, у значительной части населения.
Поэтому никогда не прекращались попытки «поставить их на место» с помощью как законодательных, так и беззаконных мер.

Отдельные богатые евреи были всегда. Но стоило только лишь начать набирать силу всему народу — как на еврейские общины обрушивались гонения, принимались законы, унижающие евреев или ограничивающие их свободу. В VI веке в Византии, согласно Своду цивильного права Юстиниана I, евреев относили к самому низшему классу, налагали на них ряд особых повинностей. Им были запрещены государственная служба и занятия отдельными профессиями.

Но самое главное нематериальное богатство еврейской нации — это духовная «слитность». Невозможно быть евреем только по происхождению, по наличию какого-то процента еврейской крови. Однако человек любой национальности, принявший иудаизм и его законы, называется евреем. Ведь иудаизм — это не только религия. И не только учение о философии и нравственности. Прежде всего - это закон, регламентирующий все стороны жизни отдельного индивида и общества в целом.

Главные заповеди еврея-бизнесмена

Евреи глубоко уважают традиции и опираются, в том числе и в деловой жизни, на свои традиционные «законодательные» книги: Тору, Талмуд, Кицур Шулхан Арух. И в наши дни эти священные книги никак нельзя считать «литературными памятниками»!
Традиционность евреев столь сильна, что принципы, изложенные в сводах законов огромной давности, влияют на деловой этикет и психологию современных евреев.

Так, у евреев богатство считается благословением Божьим в противовес русскому «пусти душу в ад, так и будешь богат».

По еврейским понятиям, благосостояние дается человеку Богом во временное пользование, с целью улучшения этого мира в целом и жизни еврейской общины в частности. Первый вопрос, заданный еврею в тот день, что он предстанет перед Небесным Судом после смерти, будет звучать так: «Честно ли ты вел дела?»

Честность и порядочность в ведении дел — первейшая заповедь еврея-бизнесмена.

Интересно, что еврей «анекдотический» хитер и превыше всего любит деньги. Еврей «литературный» прежде всего ассоциируется с образом банкира и ростовщика. Казус заключается в том, что Талмуд ростовщичество категорически запрещает!
Еще в Моисеевом законодательстве провозглашен тезис, что сама идея прибыли с капитала — преступна. Если Библия ростовые сделки с язычниками еще дозволяет, то брать проценты еврею с еврея запрещено. Давать в долг тому, кто нуждается, нужно без процентов.

Так обстояло дело до ХII в., когда французский раввин, рабейну Там, разрешил брать проценты с неевреев, поскольку это было необходимо для жизни.

Вот что он пишет: «Есть ныне основание разрешить (проценты с нееврея. — Прим. автора), ибо на нас налагают большие подати король и вельможи, и всякие заработки еле достаточны для поддержания нашей жизни. И еще на том основании, что у нас не будет никаких заработков, если не будем вступать с ними в подобные сделки».

В эпоху средневековья евреи оказались в тяжелой ситуации. Они существовали изолированно внутри средневековых государств и среди христиан имели статус внутренних врагов. Не имея права заниматься никаким делом, кроме ростовщичества (запрещенного церковью христианам) и торговлей старым платьем, они вынуждены были выживать именно за счет этих занятий. К тому же налоги с них требовались высокие. Однако и после того разрешения еврейское законодательство смотрит на ростовщиков неодобрительно. На рост по-прежнему налагается табу. Ни в одной литературе мира ростовщичество не предается такому посрамлению, как в еврейской. Ростовщик лишен права свидетельствовать на суде. Для того чтобы вернуть себе право, он, по Шулхан Аруху, должен разорвать все заемные письма и «обещать не взимать роста ни от кого, даже от нееврея».

Во все времена еврейский закон запрещал торговцу придавать «товарный вид» продаваемым изделиям, выдавать старое за новое; делать ошибки в весе и измерении, завышать цену. Очень интересен талмудический закон, где трактуется понятие онаа: перебор или недобор. В других правовых системах подобное понятие аналогов не имеет.

По Талмуду, если продавец взял с покупателя за товар на 1/6 дороже или дешевле действительной, рыночной, цены, то сделка недействительна. Если, например, за вещь, стоящую 20 сребреников, он взял 24, то покупатель имеет право возвратить продавцу эту вещь и требовать назад деньги или же потребовать сумму перебора. Точно так же, если продавец за эту вещь взял лишь 16 сребреников, он вправе потребовать назад свою вещь и возвратить покупателю деньги или потребовать сумму недобора.
Закон онаа чутко стоял на страже честной торговли, однако практиковался в основном между евреями: ведь в этом случае оба — и продавец, и покупатель — признавали действие закона и готовы были в случае конфликта подчиниться решению раввинского суда.

Еврей обязан сообщить покупателю, если в товаре имеется скрытый дефект. Он волен сделать это на любой стадии переговоров, т. е. он может представить в первую очередь достоинства, например, продаваемого дома, но затем обязан сообщить, что в стене есть скрытая трещина.
Если взять другую крайность (т. е. не сокрытие дефекта, а нахождение в стене купленного дома клада), известен показательный случай, когда еврей, купивший на рынке осла, нашел в его ухе алмаз. Вернувшись на рынок, еврей отдал продавцу алмаз со словами: «Я заплатил за осла, но не заплатил за алмаз!»

Не милосердие, а справедливость

Обычно мы беспокоимся о своем материальномблагополучии и о душах наших соседей, а нужно беспокоиться о материальном благополучии соседа и о своей душе.
Раби Исраэль Салантер


Один из главных секретов еврейского бизнеса состоит в том, что ни умножение богатства, ни увеличение недвижимости вовсе не являются смыслом деятельности еврея. Ведь все, что ни существует в мире, — Божье, а «собственнику» та или иная доля мира дана лишь в управление. И деньги — только инструмент, с помощью которого он решает совсем другую задачу. Любое вложение капитала для еврея — это повод выполнить главную свою обязанность на земле: улучшить мир, в который он пришел.

Р. Шимон бар Иохай наполнил Меронскую долину золотыми монетами и сказал своим ученикам: «Каждый может взять сколько пожелает. Но знайте: тот, кто возьмет их сейчас и потратит на предметы роскоши и наслаждения, уменьшит свою долю в олам аба (мире грядущем)».

Важнейшей заботой богатого человека должна быть благотворительность. Именно благотворя, он в полной мере выступает как «образ и подобие Божье», считает Талмуд. И потому каждый еврей обязан заниматься благотворительностью. Слово «цдака», обозначающее благотворительность, имеет тот же корень, что и слово «справедливость». Не милость, а именно справедливость. Благотворительность, однако, имеет свои пределы. Давать слишком много не следует из тех соображений, чтобы не разориться и самому не стать обузой.

Заповедь не указывает необходимого размера цдаки, однако у многих принято отдавать нуждающимся 10% от своих доходов.
Это число (10%) появляется в Торе, а именно в книге «Дварим» (26:12), где сказано: «...отбери десятину...
и отдай левиту (представители колена Левия за исключением коэнов. — Прим. автора), пришельцу, сироте и вдове...»
(левиты попали в этот список, так как во времена Храма у них не было своих земельных участков, и они зависели от пожертвований остальных евреев-землевладельцев).
Мудрецы запретили проявлять излишнюю щедрость, отдавая больше 1/5 части, чтобы в результате не оказаться в положении нуждающегося в помощи других. Однако умирающий имеет право выделить на нужды цдаки до 1/3 своего состояния.

Мясо «глатт кошер» и деньги «глатт йошер»

Известная фраза рава Йосефа Бройера, которую часто повторял рав Шимон Шваб (глава большой общины в Манхэттене, Нью-Йорк), звучит так: «Как мы придирчиво относимся к тому, чтобы мясо у нас было глатт кошер (строго кошерным), так и деньги наши должны быть глатт йошер (честно заработанными)».
Дело в том, что евреям сам Бог велел быть честными в бизнесе: грех «осквернения Имени (Бога)» считается одним из самых страшных. Понимать это следует так, что дурные поступки отдельных евреев порочат всю общину и дают повод сомневаться в порядочности народа Творца.

Очень важны для евреев этические вопросы. Как совмещать этику с удачным бизнесом, когда речь идет о колоссальных денежных вложениях, прибылях и убытках, когда решаются судьбы огромных корпораций?Приведем пример из статьи «Когда сталкиваются этика и бизнес» Джеффри Сеглина (экономического обозревателя газеты «Нью-Йорк Таймс»). Это пример положительного этического поведения руководителя.

«Эд Шульц был управляющим «Смит-Вессон», знаменитой компании по производству оружия, основанной в Спрингфилде (штат Массачусетс).

В марте 2000 года 29 муниципалитетов предъявили компании иск, утверждая, что промышленники несут ответственность за уголовные преступления с применением огнестрельного оружия. В попытке избавиться от исков Шульц заключил соглашение с федеральным правительством. Он объявил, что компания будет ставить на оружие замки, создаст новую технологию, которая позволит использовать оружие только его владельцам и усовершенствует условия его продажи.
— Это деловое решение, — заявил Кэн Йоргенсен, спикер компании. — Но с этическим «зарядом».

Компания знала, что соглашение с федеральным правительством может вызвать резкую ответную реакцию. Шульц предполагал ответный удар, но не знал его силы.

А удар оказался чудовищным. На компанию обрушились ее постоянные покупатели, оптовики, а больше всех — лоббирующая группа Национальной ассоциации владельцев стрелкового оружия. Объем продаж катастрофически снизился, и к октябрю компания объявила, что вынуждена уволить 125 из 725 работников Спрингфилда. Шульц оставил свой пост в сентябре, чтобы возглавить другую компанию.

Мистер Шульц утверждал, что компания сделала все, что потребовало от производителей оружия правительство. И даже больше. Решение сделать больше пришло потому, что он не мог ответить на вопрос: все ли я сделал, чтобы предотвратить преступления? Это было особенно актуально после памятной трагедии в средней школе в Калифорнии, когда школьник расстрелял своих соучеников.
— Я спросил себя: стал бы я ставить замки на оружие, чтобы спасти одного ребенка? — сказал Шульц. — И ответил себе: стал бы…

«Мне пришлось принять решение, основанное на традициях компании и моем понимании справедливости и правильности, — сказал мистер Шульц, который все еще отзывался о себе как о «прирожденном владельце оружия».

«Смит-Вессон» пережил последствия, которые с точки зрения бизнеса можно считать трагическими. А усугубило эту трагедию то, что ни одна из других компаний по производству оружия не последовала примеру «Смит-Вессон».— Наверное, Шульц сделал для интересов компании все, что было возможно. Он поступил как настоящий гражданин. Но закон не обязывает других поступать так же, поскольку это наносит ущерб компании, — утверждает Йосеф Зингер, профессор-юрист, преподающий право в Гарвардском университете».

Дилемма в данном случае состояла в том, чтобы, поступив по справедливости, при этом не нанести ущерба бизнесу. Далеко не всегда из этой ситуации можно выйти без потерь. В подобных случаях еврейский деловой кодекс гласит, что получение благословения за правильный поступок и возможность спокойно спать по ночам (т. е. чистая совесть) куда важнее и в будущем, несомненно, оправдают себя.

«Скажи, чтобы шли...»

Раз уж все в этом мире — достояние Всевышнего, то и о «царском достоянии» речи быть не может. Евреи ни за кем его и не признают. Вот забавный анекдот на эту тему.

Барон Ротшильд занят делами. Лакей вводит в кабинет посетителя. Ротшильд, перебирая бумаги и не отрывая глаз от них, говорит:
— Возьмите стул и садитесь.
— Барон, я князь Чарльз Луи де Граммон!
— Ну, так возьмите себе два стула!..

Никаких особых обязательств перед «государем» у еврея нет — кроме, разумеется, налогов.
Еврейское право во все времена призывало иудеев почтительно относиться к законам страны, в которой они в данный момент живут. Почтительно относиться и не нарушать — но всегда помнить собственный закон, обладание которым делает любого еврея частью избранного и любимого Богом народа.

А вот Богу, по мнению евреев, принадлежит в этом мире все. Человек, считающий, что он «сам сделал себя», как это любят говорить на Западе (self-made man), по еврейским законам виновен в грехе идолопоклонства.Вот этот момент слепого доверия божеству очень интересен. Нет никакого сомнения, что Всевышний действительно каким-то особым образом позаботился о евреях. Во всяком случае, древние, средневековые, да и многие из современных евреев в этом уверены настолько, что даже не выискивают причин, почему им нужно соблюдать ту или иную заповедь. Мало того, им и думать-то об этом в былые времена запрещалось! Почему нельзя есть свинину? Да нельзя — и все.

Существует масса объяснений, но настоящая причина одна: Всевышний не велел. Велел бы, значит, ели бы. Еврей сознательно подчиняет свою волю воле Всевышнего, даже если она ему непонятна. «Наасе ве нишма» («сделаем и поймем», именно в таком порядке: сначала сделаем, а потом поймем), — обещали люди у горы Синай при даровании им Торы.

Вера и доверие во все времена творили чудеса. Есть место в Священном Писании, трогающее до слез, — это знаменитое «Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли…».

Уйдя из Египта, евреи оказались прижаты войсками фараона к берегу моря. Люди проклинали Моисея за то, что тот, по их мнению, привел их на смерть. Моисей взмолился к Богу… «И Господь сказал Моисею: “Что ты вопиешь ко мне? Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли”» (Исход, 14:15).

Куда шли? Бог сказал людям идти… прямо в воды бушующего моря! И Моисей, и Бог пользовались немалым авторитетом, но все-таки ступить в волны, было, согласитесь, нелегко. Но один из поверивших ступил в бушующую пучину — и тогда произошло известное всем нам чудо: воды расступились! Может, с тех самых пор многие сыны Израилевы не занимают свои головы вопросом: «А почему?».

Если рассматривать иудейское законодательство как схему устройства общества, то ценным кажется и то, что иудеи общество не переустраивают.

За две тысячи лет они научились выживать в любом. Они просто применяют этические заповеди Торы во всех сферах своей деятельности, в том числе и в коммерции, и в промышленности, и в финансах. И к ним приходит успех.