Население Украины ослепло от оптимизма

На модерации Отложенный

Большинство украинцев считают конфликт с Россией своей платой ЕС за вступление

Согласно заявлениям из Верховной рады, переговоры об «ускоренном» вступлении Украины в ЕС перенесены с  осени 2023 года на весну. Параллельно социологи выяснили: украинцы до смешного единодушны во мнении, что станут гражданами Евросоюза в самое ближайшее время. Но это далеко не самая безумная вещь из тех, в которые они верят.

  Среди официальных лиц в Киеве принято считать, что процесс «ускоренного вступления в ЕС» стартовал с заявления Владимира Зеленского от 28 февраля 2022 года, а после четырех месяцев активных переговоров Совет Евросоюза присвоил Украине высокое звание кандидата в члены.

   Еще полгода спустя в Евросоюзе решили выяснить, что думают на этот счет простые украинцы. Центр «Новая Европа» опубликовал результаты исследования, посвященного вопросам евроинтеграции Украины и проведенного Іnfo Sapiens.

  Стоит уточнить, что это не фирма-однодневка, а контора с репутацией профессиональной. Но заказчиком исследования выступает Европейский союз посредством фонда «Возрождение» (фонд Сороса). Заказчик обычно информирует исполнителя о желаемом результате прямо в заказе. Это, разумеется, не означает, что Іnfo Sapiens подделывал результаты. Однако украинцы дали именно те ответы, которые и ожидал получить заказчик. Случается. 

  Как именно образуются такие «случаи», видно по первому же вопросу опубликованной части исследования: «Почему Украина получила статус кандидата на членство в ЕС?»

  Во-первых, это вопрос экспертный, обычному человеку нечего сказать по этому поводу. Во-вторых, у этого вопроса есть правильный ответ – Украина подала заявку и ее удовлетворили. Но среди полученных вариантов этого заведомо верного ответа как раз-таки нет.

Порядка 29% опрошенных считают, что Киеву пошли навстречу «из-за агрессии России против Украины и благодаря проведенным реформам». Еще 26% называют в качестве возможных причин только «агрессию», а 10,5% – только «осуществленные реформы».

Наконец, 23,5% ответили – «из-за того, что Украина нужна ЕС». 

  Несмотря на то, что и вопрос, и варианты ответов сформулированы, как говорил бывший харьковский губернатор Михаил Добкин, «немножечко по дебильному», отметим: большинство украинцев воспринимает предоставление статуса кандидата как некую благодарность» ЕС за конфликт с Россией.

  Соответственно, 62,5% полагают, что переговоры о вступлении нужно начинать немедленно, пока боевые действия не закончилась, а Запад в Украине не разочаровался.

  В том, что касается сроков вступления, большинство украинцев преисполнены оптимизма: 31% считает, что Украина станет членом ЕС в течение года или двух. Еще 27% отвечают – «как только закончится война» (это, кстати, подмена, ведь вопрос о сроках, а не условиях), а 24% планируют ждать три-четыре года.

Только 3% опрошенных полагают, что Украина не вступит в ЕС никогда. 

  Такая степень оптимизма удивлять не должна. Как ни парадоксально, украинцы вообще очень оптимистично смотрят на свое будущее с момента начала СВО. По данным ноябрьского опроса Социологической группы «Рейтинг», 82% уверены, что дела у страны идут в правильном направлении. 

  Это может показаться просто диким – неужели правильной кажется, например, жизнь без электричества. Но стоит вспомнить, что до этого украинцы восемь лет вели «войну с Россией», на которую Россия не явилась. А теперь в жизни наконец-то появились логика и хоть какая-то связь с пропагандой.

  Большинство опрошенных предсказуемо хорошо относятся к выполнению Украиной условий Евросоюза и к борьбе с коррупцией. Непонятно, отдают ли они себе отчет в том, что, исходя из их же ответов, главным «условием ЕС» является военный конфликт с Россией.

  Более двух третей (69%) категорически возражают против того, чтобы вернуть «оккупированные Россией территории» за отказ от вступления в НАТО (чего Россия не предлагала и не предложит).

Н  о вопрос об этом в принципе лишен смысла, поскольку абсолютное большинство (96% по тому же опросу «Рейтинга») верят в военную победу и, соответственно, исключают необходимость идти на какие-либо уступки.

   Также социологов и заказчиков интересовало отношение населения Украины к тем или иным зарубежным политикам. Опрос показал, что из лидеров иностранных государств украинцы больше всего доверяют президенту Польши Анджею Дуде (87%), президенту США Джо Байдену (79%) и главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен (73%).

   Первое место польского президента убедительно подтверждается восторженным приемом, который устроили ему недавно львовяне. Есть соблазн написать, что украинцы надеются опять стать холопами польских панов, но будем справедливы: Польша действительно очень активно помогает Киеву и в политическом, и в военном, и в гуманитарном отношении. 

  Больше всего украинцы не доверяют Владимиру Путину, Александру Лукашенко, Си Цзиньпину, Виктору Орбану и Эммануэлю Макрону, который, видимо, слишком часто звонил Путину и слишком последовательно хотел прекратить конфликт через переговоры о мире. Теперь президент Франции явно хочет реабилитироваться за счет роли закоперщика поставок натовских танков в ВСУ, в случае Франции пока что так называемых колесных. 

П  ри всех наших сомнениях относительно корректности заданных вопросов, итоги исследования выглядят довольно однозначно: украинское общество верит и военную в победу над Россией, и в скорое вступление в ЕС.

  Столкновение с реальностью обещает быть крайне болезненным.

  Впрочем, украинцы, видимо, все-таки подозревают, что их попытаются обмануть, поэтому и требуют начать переговоры с Брюсселем немедленно, пока скорая победа ВСУ еще не ставится им под вопрос.