Они-то что-нибудь придумают...

 

Этого не ожидал никто. И все растерялись. И мы, и они.

Ну, про нас в данном случае не интересно. А вот их растерянности мы не видели 5 с лишним лет. И наблюдать за ней как раз очень интересно. За заявлениями первого лица про то, что коррупция нормальна, а весна (пусть и арабская) – нет. За криками то там, то здесь про патриотизм, про англосаксов и прочий бред, которым телевизор потчует население уже не первый год. Про духовный керченский мост, своим сиянием соединяющий разделенный народ. Или просто наблюдать за их растерянным молчанием. Или – за псевдоумным мычанием, вроде того, что дети всегда протестуют. Или – за полнейшей милицейско-судебной неадекватностью: ну, зачем, в самом-то деле, были нужны эти масовые аресты и суды? Запугать? Так ведь всё это только раззадоривает.

Они не ждали, что это случится так быстро. И вообще не поняли, как это могло случиться: ты жмешь на тормоз, а машина едет быстрее, ты – на газ, а она – вообще, назад. Ведь столько, казалось, вкинули, простите за не слишком литературное слово, но просто иного подобрать не могу – дерьма в топку народной души. Уж, кажется, всё в ней должно было погаснуть. Ан нет – она всё равно потрескивает. Да еще и взорваться грозит.

И сейчас им нужно быстро что-то придумывать. Что? Еще одну победоносную войну? Да, нет не очень... Народ уже стал догадываться, что под победные реляции воруется лучше. А жить становится хуже. Причем – не только материально. Главного нас лишили – понимания своей правоты. Наше дело правое – мы победим. А наше дело какое? Правое? Или – левое? Вот то-то и оно-то. Еще можно поорать, конечно, про врагов. Но и это уже плохо слушают – морщатся брезгливо: ну, что за идиот! Или не идиот – а за зарплату? Ну, тогда уж совсем мразь конченная. Нет, про войну не получается.

А может, попробовать, в самом деле, с коррупцией побороться. Вот ведь Белых посадили. Еще кого-нибудь можно... Так и это не вариант – не поверят. И с молодежными движениями уже пробовали. Тоже не выходит...

А что? Впрочем, я не сомневаюсь, они что-нибудь придумают.

Поможет им это, конечно, мало. Уходит их время. По отдельности из них, конечно, многие попробуют перебежать, но в целом – время их кончается. Вспомните коммунистов. Там классные руководители и преподаватели истории КПСС еще не так заливались про происки империализма и патриотизм. Не помогло. Потому что – враньё. Потому что перекрутили гайки. Вот резьба и сорвалась.

Но они придумают. Не сомневаюсь. И только одного боюсь – как бы задумка их не оказалась слишком кровавой. У них ведь внутри тормозов нет – всё разрешено, когда целесообразно. Цель оправдывает... Только внешняя сила для них тормоз. С гранатой на танк они не полезут, а зарезать в подворотне, или там на мосту – это милое дело.

В общем, о них беспокоиться не надо. И придумывать за них не надо. Надо о нас. Что мы будем делать? И что нам делать сейчас? Отыскивать в чулане старые грабли и смотреть, как они будут реагировать, когда мы на них еще раз наступим? Готовиться к новым выборам? Искать новых вождей? Или создавать новые гражданские струтуры на новых принципах?

Для меня это вопрос риторический – я хорошо помню, что бывает, когда наступаешь на грабли. И как бессмысленно под красивые слова бросать в ту самую топку народной души всякую дрянь. И здесь неважно – про свободу эти красивые слова или про патриотизм. То есть не совсем бессмысленно, конечно – подзаработать на этом можно. Но сделать жизнь лучше – точно, нет.

А чтобы сделать жизнь лучше, нужно менять все. И начинать не с персоналий политиков. И даже не с конституции. А – с главных общественных приоритетов.

И комфорт, и безопасность – очень важные вещи. Но не самоценные. Всё это нужно для чего-то, всё это – инструменты. Для чего они нужны? Чтобы обеспечить человеку возможности для полноценного развития. Развитие, самореализация – вот главное содержание нашей жизни.

И государство наше должно быть устроено так, чтобы создавать самые хорошие условия для развития каждому нашему человеку. Оно должно быть государством развития, государством СОЗНАТЕЛЬНОГО развития. Пространство вокруг каждого человека должно быть организовано так, чтобы помогать ему развиваться, расти. Государство должно быть гигантской школой, где учителя любят и заботятся об учениках, а ученики любят и уважают своих учителей. Государство сознательного развития – это государство любви.

Как это сделать, не сваливаясь ни в одну из ям тоталиторизма? Вопрос. На этом пути ведь тоже есть свои грабли. Конечно, есть. Но наше преимущество перед предшественниками в том, что мы эти грабли, на которые они наступили, видим. И, естественно, если мы умные, то наступать на них не будем.

Именно поэтому общество развития нельзя вводить декретом. Оно должно вырасти внутри всего общества, привлекая к себе новых и новых людей. Те, кто "за оградой" должны завидовать тем, кто внутри и стремиться попасть внутрь. А люди внутри должны принимать внешних с распростертыми объятиями. Но естественно – на условиях, что бывшие "внешние" разделяют главные принципы общества развития, из которых самый главный – стремление сознательно развиваться.

Создание такого общества дело не отдаленного будущего. Его можно и нужно создавать сегодня. Ничто не мешает. Кроме, конечно, собственных страхов, инертности мышления и иных внутренних тормозов. Но – исключительно внутренних.

Впрочем, у нас нет альтернативы. Альтернатива – грабли.