Роль армянской церкви в армянском терроризме .

Армянский терроризм, являясь международным терроризмом, всегда полу­чал и продолжает получать все­стороннюю поддержку от церкви. Она иг­рает централь­­ную роль в формировании ненависти и нетер­пимости к другим народам.

Как было отмечено выше, в истории возникновения и формирования армян­ских террористических организаций церковь сыграла важную роль. Это, в частности, было вы­звано стремлениями царской России, Франции и Англии, имеющими свои геостратегические планы в отношении будущего региона. С другой стороны, как известно, в рамках Османского государства армяне состав­ляли хри­стианское меньшинство. Христиан­ство армян отличалось от других христианских групп мира тем, что армянская церковь не признавала верховен­ства Римской церкви, не проявляла никакого интереса к папской власти, отдавая предпочтение своей вере - григорианству. Естественно, что с точки зрения Римской церкви факт существования христианской группы со своими идеями и верой представлял угрозу для всего христианского мира. Поэтому одним из основных задач Римской церкви являлось внесение раздора в ряды самих армян и формирование различных армянских рели­гиозных групп, признающих ее верховенство. Эти уст­ремления соответствовали планам Франции, Англии и России по созданию внутри армянской общины Осман­ского государства различных групп, которые служили бы интересам той или иной заинтересо­ванной стороны. Та­ким образом, разыгрывание религиозного фактора в реа­лизации своих гео­страте­гических планов занимало важ­ное место в политике заинте­ресованных держав. Это при­вело к тому, что первые террористические акты плани­ро­вались и осуществлялись армянскими церквями для воз­вращения ренегатов. В то же время Франция, Англия и Россия, стремив­шиеся подорвать основу Османского го­сударства, оказывали моральную и финансовую под­держку различным армянским группи­ровкам. Именно в такой исторической обстановке при непосредственном участии церкви возник и получил свое дальнейшее разви­тие армянский терроризм.

 

С другой стороны, армянская григорианская церковь, которую православ­ные и католики считали еретической, в V веке откололась от византийской и римской церквей, а также из-за опасений быть поглощенной римской цер­ковью, в 1441 году престол католикоса армянской григорианской церкви был переведен из Киликии в Эчмиадзин. Поэто­му в те времена, вместо того, чтобы стать фактором, объединяющим армян с другими христианами, армянская церковь стала фактором разъ­единяющим. Будучи чисто армянской, церковь стала фактором самоизоляции, замкнутости, создавая почву для последующего этнической и религиозной нетерпимости, а также экстремизма и сепаратизма.

 

Армянская церковь всегда активно участвовала в политике, и ей принадле­жит особая роль в разжигании ненависти армян к их соседям. По этому поводу С.Уимс пишет, что ненависть, которая возникла между христианскими армя­нами и мусульманскими османами, уходила своими корнями в работу и усилия армянской церкви. Роль церкви в формировании армянских террористи­ческих органи­заций раскры­­та в книге епископа Гевонда Туряна, опубликован­ной в 1917 г. в Стамбуле. Данная книга, являясь своего рода призна­нием армянской церкви, проливает свет на «неоценимую» деятельность послед­ней и раскрывает истинную суть армянской патриархии в форми­ровании армянского обществен­ного сознания и создании армянских террористических организаций. В частности, Турян пишет, что «рели­гиоз­ные общины в те­чение длительного времени были очагами армян­ских ре­волюционных партий, здесь были разрабо­таны самые дьяволь­ские программы... Религиозные центры словами и пись­мен­ностью при­зы­вали народ к восстанию. В выступ­лениях высокие слова и доктрины Евангелия не упомина­лись. Слышны были призывы к восста­нию вместо верно­сти и правды, ненависти и мести вместо человечности, низости и позору вместо морали». Далее он писал, что все собра­ния и дру­гие меро­приятия, организованные ко­митетами, проводи­лись под ру­ко­водством рели­гиозных лидеров и ни высочайший религиозный ли­дер армян - католикос Эчмиадзина, ни главы других армянских церк­вей, ни руководители револю­ционных партий, ни другие армяне не смогли осознать, что «армяне более 600 лет, пользуясь рав­ной с турками со­циаль­ной и религиозной свободой, жили бок о бок с ни­ми на землях Тур­ции», и комитеты, отрицая эту истину, сеют семена нена­висти и нетер­пимости. Как следовало ожидать, армянская церковь и армянские терро­ристические организации не смогли простить епископу Гевонду Туряну его «дерзкие» откро­вения и он был убит террористами «Дашнакцутюн» 24 декабря 1933 года в армянской церкви в Нью-Йорке. Турян был убит на глазах у сотни прихожан. Когда он шел по проходу, группа мужчин преградила ему путь, ножи сверкнули, и он упал мертвым. Все прихожане - свидетели убийства Туряна во время следствия утвер­жда­ли, что нападавших не видели, и отказывались давать показания. Нью-йоркский окружной прокурор, проводивший расследование убийства епископа говорил, что «детективы сталкиваются об стену молчания, что не очень хороший прогноз для раскрытия таинственного убийства. Либо эти армяне хотели бы урегулировать распри по-своему, внутренней кровавой разборкой; или они в сильном страхе за свою собственную безопасность, чтобы раскрыть то, что они знают». По некоторым сведениям, убийство Гевонда Туряна было осуществ­лено Гарегином Нжде, который свою причастность в этом преступлении отрицал. Согласно Нжде, убийство Гевонда Туряна (здесь фамилия жертвы приводится как Дурян - Прим. Р.С.) было организовано Рубеном Тер-Минасяном вместе с другими руководителями «Даш­накцутюн».

 

Поддержка террористических группировок, подстре­ка­тель­ство рядо­вых армян к мести за «геноцид», состав­ление планов, совершаемых армянскими терро­ристи­че­скими группировками преступлений, организа­ция сбора пожерт­во­ваний во имя «высокой цели» и за месть «не­винно убиенных армян», фальси­фикация истори­че­ских событий, создание все новых мифов о «древности» и «многострадаль­ности» армянского наро­да занимают осо­бое место в деятель­ности армянских церквей.

 

Армянская церковь все время оказывала как матери­аль­ную, так и мораль­ную поддержку армянским террори­сти­чес­ким организациям. Так, 21 ноября 1983 г. армянская церковь в Калифорнии во главе с католико­сом Е.Табакяном про­вела «вечер Хампига». Вечер был посвящен террористу Хампигу Сасуняну, ливан­скому ар­мянину, который 28 января 1982 года убил турецкого консула в Лос-Ан­джелесе К.Арикана и был осужден за свое преступ­ление. После убийства ту­рецкого генерального консула в Лос-Ан­джелесе К.Арикана в 1982 году армян­ским террористом Х. Сасуняном, «Коммандос правосудия за геноцид армян» зая­вил, что «наша единственная цель - турецкие дипломаты и турецкие учреждения».

 

Отметим, что это не единственный случай оказания армянской церковью почести известным террористам. Так, армянские террори­сты Еганян, Даглеян, Крджлеян, Аджемян и Абрамян 27 июля 1983 года за­хватили здание турецкого посольства в Лис­сабоне (Пор­тугалия). Данная террористическая группа, полу­чившая назва­­ние «Лиссабонская пятерка», входила в состав наи­более близкой к «Дашнак­цутюн» террористической орга­низации «Армян­ская револю­ционная армия». При атаке полиции они взорвали себя, при этом погибла жена по­сла. В 1984 году армянские церкви при содейст­вии «Даш­накцутюн» в течение января в нескольких штатах США провели поми­нальные дни по «Лиссабонской пятерке». В частности, поминаль­ные дни были прове­дены 12 января в армянской церкви поблизо­сти Вашингтона, 21 января в армянской церкви святых проро­ков в Гленью штата Иллинойс, в армянских церк­вях Святого Вартанянца в Род-Айленде 22 января и в Нью-Джерси 29 января и др.

 

В 1987 г. католикос армянской церкви в Эчмиадзине Вазген I посетил США и Канаду. Основным лейтмотивом выступлений католикоса во время его встреч с этниче­скими армянами в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а также в Канаде был призыв к объединению всех армян во имя «Великой Армении». Он также призы­вал армян мира всеми средствами и методами добиться признания Организацией Объединенных Наций вслед за Европарла­ментом так называемого «геноцида армян», которое, по его мнению, станет «фундаментом тор­жест­ва христианского движения и христианской справед­ливо­сти». Спустя год при активной поддержке церкви офици­альные власти Армении депортировали более 250 тысяч азербайджанцев из территории нынешней Арме­нии, и реализация давнишнего плана по необосно­ван­ным территориальным притязаниям этой республики против Азербай­джа­на вступила в открытую фазу.

 

Кроме того, массовая церемония памяти, проводимая в 1994 году 26 декабря армянской церковью Святого Гри­гория в Калифорнии, была приурочена к первой годов­щине смерти известного международного тер­рориста и одного из лидеров АСАЛА Монте Мельконяна, руково­дившего террористической груп­пой в Нагор­ном Карабахе и ликви­ди­рован­ного Вооруженными силами Азербай­джана. В церемонии приня­ли участие лидеры армянских политических партий, представи­тели армянских церквей, армянские ученые и общественные деятели.

 

Отметим, что армянская церковь оказывала и про­должает оказывать терро­ристи­ческим организациям не только моральную поддержку. Она прини­мала самое ак­тивное участие в планировании и осуществлении злове­щего плана депор­та­ции азербайджанцев со своей истори­ческой родины - нынешней территории Армении. До начала и во время дивер­сионно-террористической войны в нагорно-карабахском регионе Азер­байджана сами слу­жители армян­ской церкви выступали в роли непосред­ст­венных исполнителей террористи­ческих актов. В качестве при­мера следует отметить, что настоятель Макараван­­­ского монастыря отец Степан, в миру Степан Давтян, в июне 1988 г. был задержан милицией в Баку с тремя бу­тыл­­ками зажигательной смеси с фитилем и самодель­ным финским ножом. Кроме того, помещения армянских церквей во многих населенных пунктах Азербай­джа­на, заселенных этническими армянами, были превращены в оружейные скла­ды. Так, например, в армянской церкви села Кылычбак Аскеран­ского района быв­шей Нагорно-Карабахской Автоном­ной Области Азер­бай­джана было об­наружено 6 ми­нометов, 16 самодельных мин, 130 само­дельных руч­ных гранат, 7 гранат серий­ного производства для гранатометов, 2 блока пита­ния к радиостанции.

 

Армянские церкви, действующие на тер­ритории других госу­дарств, много­кратно призывали ар­мянскую молодежь пополнить ряды бойцов, ведущих борьбу «за торжество исторической справед­ливости» в Нагорном Карабахе. Так, напри­мер, на встрече со 150 мо­лодыми армянами, состоявшейся с 6 по 9 сентября 1993 года в двух армянских церквях Ливана, приняли участия архиепископ армянской ортодоксальной церкви в этой стране, руководители армянских партий, а также террори­стических организаций ПКК и АСАЛА. Во время встречи было особо отмечено, что «геноцид армян» в результате проводимой пропаганды в мире стал лучше восприни­маться, армянское общество находится в подъеме, соз­дано армянское государство, территория которого расши­ряется в результате боевых действий в Нагорно-ка­рабах­ском регионе Азербайджана, и Армения обязательно бу­дет мстить за «геноцид армян». Участники, констати­ровав факт получения Арменией моральной, финансовой и тех­нической поддержки из-за рубежа в «освобождении ис­конно армянских земель», приняли решение попол­нить ряды воюющих в Нагорном Карабахе армян. Также было принято решение продолжить осуществление террори­сти­ческих актов внутри Турции с участием боевиков ПКК с целью разрушения экономики страны и расчленения Турции с последующим созда­нием на части ее террито­рии курдского государства и присоединением другой части к Армении. Было решено, что в войне против Азер­байджана и в борьбе против Турции армянские и курд­ские террористические организации будут поддерживать друг друга и выступать с единой позиции.

 

В начале 2002 года в армянском религиозном центре, действующем в Бухаресте (Румыния), представители ар­мян­ских организаций из раз­лич­ных стран мира провели собрание, где был принят план осуществле­ния новых терро­ристических актов против Азербайджана и Турции, кото­рый, по мнению участников, должен носить абсо­лютный характер для всех армянских орга­низаций. В со­брании также приняли участие пред­ста­ви­тели «Дашнак­цутюн», прибывшие из Армении и Франции. Во время этой встречи, на которой было принято решение поме­шать пе­реговор­ным процессам по урегулированию на­горно-кара­бахского конфликта, в частности представи­тель «Даш­накцутюн» К.Аракелян заявил, что «жерт­­вами армянского террора должны стать не арабы и другие му­сульмане, а турки и азербайджанцы». Отметим, что уча­стники меро­приятия встречались также с послом Арме­нии в Румынии Кареном Касияном. Этот факт показы­вает, что данное собрание было организовано с разре­ше­ния официального Еревана.

 

Таким образом, в деятельности армянских террори­стических органи­за­ций церковь принимает всестороннее активное участие и акты «возмездия» против граждан­ского населения не только Азербайджана, но и других го­сударств армянскими террористическими организациями осуществляются с благосло­ве­ния своих религиозных ли­деров.