7. Чужое богатство. Из цикла «О той войне. мамины рассказы»
Разместила в развитие темы "Были ли советские солдаты мародерами?".
6. http://gidepark.ru/user/1849895880/article/86790
- Мамуля! Так ты говоришь, что все интересно про Германию узнать. За две недели я все узнать не могла. Хотя многое увидела. Хорошо они живут. Достойно. Посмотрела и даже горько стало. Мы победили в войне, а в итоге выиграли немцы. Простые немцы, мам. Хотя начинали примерно в одних условиях в 45-м. Но не буду об этом. Знаю, что тебе не нравится, когда я про нашу страну не очень добрые слова говорю.
Я тебе расскажу, как я там почти международный скандал устроила.
- Как скандал? Ты же не любишь конфликты.
- Не люблю. Но вот там не сдержалась.
Привели нас в музей второй мировой войны в Бонне. Заходим в центральный зал. А там во всю стену фотография: разрушенный Берлин, на фоне дома испуганная немка, у которой из рук советский солдат выхватывает велосипед. И экскурсовод именно на фоне этой фотографии начала рассказ об истории второй мировой войны с того, как советские солдаты обижали местное население.
Отошла от группы и вышла из музея. Через несколько минут выбежал руководитель нашей делегации: «Ты чего ушла? Куда ты?».
- Евгений Степанович! Прости меня, но не могу я там оставаться. Мои родители воевали, а мне сейчас вместо «Здравствуйте» говорят о том, какие наши солдаты сволочи были. Я бы сдержала себя, если бы рядом другие фотографии были: как наши детей из полевых кухонь кормили или как фашисты людей в концлагерях сжигали. Честно, я удивляюсь, что наши себя сдерживали. Ведь сколько ненависти накопилось у людей за четыре года. Сколько ужасов, трагедий, несчастий они увидели и узнали, пока до Берлина дошли...
Зачем нас сюда привели? Ты можешь мне сказать?
- Да мне самому тошно. Я тоже туда не вернусь. Давай закурим, товарищ, по одной!
- Давай закурим, товарищ мой!
Минут через десять почти все из нашей делегации Правительства Москвы вышли из музея. А нас со Степанычем потом ругали, что мы чуть международный скандал не спровоцировали. Вот так, мамуля, я в музей сходила.
- А тебе точно ничего не будет? Хотя… Я тоже ушла бы.
- Не будет, не волнуйся. Но ты мне честно скажи – действительно мародерство было так распространено? Может быть, зря на немцев бочки покатила?
- Не знаю, что и как в Германии было. Мы в Польше были, когда я демобилизовалась. Там много богатых домов видела. Хотя и очень бедные избушки стояли. Совсем как наши мазанки. Не видела, чтобы отнимали, издевались. Кормить кормили. Это да.
Да и в офицерских семьях после войны ничего особенно не видела: скатерки какие-то, патефоны, аккордеоны трофейные. Да из простых офицеров никто богатым после войны не стал. А уж про солдат что говорить? Я с вещмешком за плечами с войны вернулась. Какое богатство могла я там унести. Не знаю, как и где все было. Ты же сама знаешь, что люди разные были и есть.
Но я тебе историю расскажу одну.
Была я в одном очень богатом доме. Была.
- В Польше?
- Да причем здесь Польша. У нас. Мы после войны в Мукачево жили. Там штаб армии был. Папа тогда в политотделе работал. На одном вечере в клубе с женщиной познакомилась - женой начальника тыла.
У нее деток своих не было. А Вадик ей наш очень понравился. Он такой красивый мальчик был. Такой забавный…
- Мамулик! Так ты познакомилась с женой начальника тыла и…
- Она старше меня была. Но мы с ней дружить стали. Не знаю, почему. Наверное, из-за Вадика. Она с ним так нянчилась. Так его полюбила. Даже игрушки ему дарила. Вадимчик так смешно разговаривал…
- Мам! Ну почему ты про нее мне рассказать хотела? Мы же про мародерство начали… Давай про Вадика потом. Обещаю, что выслушаю. Честно. Но потом…
- Так вот: я у них дома бывала. Это музей настоящий, а не квартира. Там картины были в рамах золотых, люстры хрустальные, а посуда… Как в музее в Кусково. Одни бокалы для вина на всю жизнь запомнила. Берешь в руки, поворачиваешь, а олень словно бежит по лесу. Понимаешь, он передвигался. Мебель у них очень красивая была. А какие у нее шубы были. Я таких потом и не видела.
Она женщина добрая была. А вот про мужа ее все плохо отзывались. Он, конечно, не отнимал у немцев велосипеды. Но много он богатства из Германии вывез. У других больших начальников дома не была. Не знаю, как и что. Но про других и не говорили ничего такого.
У нас дома часы трофейные были. Помнишь? А еще комод и шкаф. Это жена начальника тыла нам подарила, когда мы в Звенигород переезжали в 1953. У нас своего вообще ничего не было. Папа с войны ничего не привез. Но он Прагу освобождал. Как там было, не знаю.
Но я тебе ведь совсем о другом хотела рассказать.
- О чем о другом? Давай про Вадика потом…
- Да не про Вадика. А про Нину Ивановну.
- Какую Нину Ивановну?
- Ну как какую? Жену начальника тыла.
- А… Ну, и что Нина Ивановна?
- Так вот что. Я тебе говорила, что очень у них дом богатый был, а деток Бог не дал. Но она женщина очень сердечная была. Они мальчика местного в 46-м году усыновили. Ему лет 7 было. Отмыли, одели, в школу отправили. Хорошенький стал такой. А в один год со мной она девочку родила. Ты в июле родилась, а Светочка их в апреле. Такая радость для них была. И не передать. Хотя Нине уже где-то под сорок было. Мы вместе гулять с вами ходили.
- Я поняла. Действительно хорошая женщина.
Я уже встала, когда мама сказала:
- Так ты не хочешь историю дальше дослушать?
- А что, еще продолжение есть у истории про Нину Ивановну?
- Есть. Вижу, что надоело тебе. Я быстро доскажу. Мы уехали в Звенигород. Даже несколько писем написали друг другу. А потом она писать перестала. Я расстроилась. Но что ж делать. Примерно через полгода мне папа рассказал, почему. Приемный сын после рождения Светочки очень изменился. Стал злобным, агрессивным. Ревновал, наверное, родителей к сестричке. И так заревновал, что убил Светочку. Задушил подушкой, когда она спала. Муж Нины Ивановны его застал за этим и застрелил. Ну а после этого сам застрелился. Тогда у всех офицеров были пистолеты. Там же бандеровцы зверствовали. Там война продолжалась долго. А Нина Ивановна с ума сошла. Совсем. Ее в сумасшедший дом отправили. И все их богатство осталось никому не нужным.
И опять Толю вспомнила, который мне в детстве еще говорил, что чужое никого никогда счастливым не делало. Одна беда от ворованного и награбленного.
- Да… страшная история… Вроде и не про мародерство… Хотя…
8. http://gidepark.ru/user/1849895880/article/87210
Комментарии
То у Попова Вовчика отец пришел с трофеями
Трофейная Япония, трофейная Германия........Вспомнили??Это песня Высоцкого "Баллада о детстве".Грабили наши....Было дело.И насиловали.Ломали германскую гордость.Солдаты Победы.Еще римляне говорили:горе побежденным!!!И не нужно из себя строить целку:после такой войны озверели все......
Но вот доподлинно знаю, что мой свекор в Праге обнаружил два вагона швейцарских часов и по согласования с командиром дивизии раздал офицерам и солдатам полка, которым командовал, все эти часы. В семье мужа хранились часы из тех вагонов - одни мужские на цепочке и одни женские.
Это я видела, об этом я слышала.
А уж ваше "стибрил" в отношении человека, который прошел всю войну в пехоте, я считаю неуместным. Вы оскорбили человека, который действительно доблестно воевал. И умер в 46 лет. Уже после войны...... Зачем берете такой грех на душу?
Я сейчас пишу об этом только с одной целью: чтобы попытаться донести до Вас мысль о том, что не стоит спешить с однозначными оценками. особенно в ситуациях, когда нет полной информации.
Для меня в той ситуации было главным другое - часы раздали всем в полку. Или было лучше, чтобы на эти вагоны упал снаряд и они просто исчезли?
давайте не будем судить. Мы можем только рассуждать. так мне кажется.
Побывала, нашла.... И плакала там, потому что основными датами смерти были - 6-11 мая. Москва салютовала, а наши солдаты продолжали там погибать.
Удачи Вам во всем!
я рассказала реальную историю... почему сразу негатив и обвинение в смешном? для вас смешно- смейтесь..
Хотя, я не исключаю, что солдат, чью семью зверски убили немцы, мог мстить...и даже понимаю...
А вот немцы на меня пожаловались после того случая в музее. Я маме не стала рассказывать. Мне зам.мэра замечание сделал, но в глаза не смотрел. Видела, что неловко ему было. Но положено было отреагировать.
что вы хотите сказать зеркальным текстом?
я просто хотела сказать, что по-разному было. В той семье - такие воспоминания и такое отношение... Ведь каждый человек судит о событиях по тем ситуациям, через которые прошел сам.
И реагируют тоже по-разному.... кто-то даже спасибо не скажет.. а кто-то помнит и благодарен...
А на уровне государства - другие факты выпирают вперед.
Например, для деда моего мужа, воспоминания о войне это воспоминания об 1 винтовке на пятерых и сытой роте загранотрядов за спиной. Но вряд ли вы видели подобные изображения в каком-нибудь музее...
Лада! абсолютно согласна с таким Вашим мнением.
И тоже не понимаю, почему взгляд и опыт другого человека вызывают такое раздражение....
А СМИ - им платят, а они поют то, что заказывают. так что вопрос прежде всего к заказчикам музыки...
Маму моей супруги, как ветеринара, направили в Восточную Пруссию-ещё шла война, для перегона скота в СССР. Папа жены тоже окончил войну в Пруссии, в Советске (Тильзите). Вдвоём они привезли из оккупированных территорий штук 30 тарелок. Говорили, что было много брошенных домов и не удержались, тем более, что был обоз, куда можно было эти тарелки положить. Если учесть, что родителей папы, как родителей комиссара, в период оккупации больных тифом выгнали из дома и они замёрзли, то невелика компенсация..
Интересно они рассказывали о крашенных заборах-тогда в СССР никому в голову не приходило красить деревянные заборы, и о запахе в немецких жилищах. Мама жены говорит, что лишь много позже поняла, что в немецких домах пахло химией, всеми теми моющими-чистящими средствами, что появились у нас не так давно.
Дополню. Я поехал в Германию по программе обмена опытом. Попал в группу совершенно случайно. Нас содержала принимающая сторона. А у меня в кармане было 50 марок. Из них 21 марку я потратил на покупку обуви жене. Кстати-до сих пор носит.
Может быть, Вам интересно будет и следующее. В Гамбурге нас водили по тюрьме. Тюрьма разделена на 4 части. Мужчины. Наркозависимые мужчины. Женщины. Наркозависимые женщины. Мы успели пройти лишь отдел мужчин. В германии существует странное для нас сочетание демократии и строгости. К примеру-в 22-00 во дворе тюрьмы включаются пулемёты. Это такие бронированные башенки со стволом. Включаются автоматически и стреляют по всему движущемуся без участия человека. Чтобы никто не чувствовал себя виноватым.
В библиотеке тюрьмы Гамбурга книг мало. Но они утверждают, что если заключённый попросит конкретную книгу, то в течение 3 дней они её получат.
Заключённые содержатся в одиночных камерах, которые правильнее назвать квартирами.
В камерах имеются глазки. Но охрана не имеет права заглянуть в камеру, не имея данных о преступлении, совершающихся в этой камере. Каждый ЗК после вечерней поверки уходит в свою камеру и закрывается изнутри. Охрана имеет ключи, но без оснований войти в камеру не может.
Питание отличное.
Я не был судьёй, но входил в делегацию судей. Мнение было однозначным. Наши пенсионеры с удовольствием сели бы в немецкие тюрьмы.
Во дворе тюрьмы рос чертополох. Это единственное место, где стены зданий были обшарпаны и трава росла как хочет.
В отличие от нас-таких демократических, в Германии ЗК обязан трудиться. Но, фактически, столярный цех тюрьмы не может всех обеспечить работой. Поскольку главная беда ЗК скука, то на работу конкурс-берут лучших. День остальных регламентирован лишь приёмами пищи и временем отбоя. В камерах имеются холодильники, музыкальные центры, телевизоры, которые ЗК приобретают за свой счёт. ТВ отключено от порноканалов. В камере имеются туалет и душь, а также электрическая плита. Немцы говорили, что плитой чаще всего пользуются выходцы из СССР, они жарят картошку и мясо так, как им нравится. Продукты берут на кухне-это не возбраняется, там с продовольствием вообще нет проблем. Выходцы из СССР отличаются также любовью к подаче жалоб и прошений. Но у немцев нет такого понятия, как жалоба на решение суда. Я это не вполне понял-
В охрану специально включают женщин, дабы облагораживать ЗК. ПРи этом, большинство нападений совершается именно на женщин. Так, в день нашей экскурсии ЗК наркоман напал на охранницу и ударил её стулом, обвинив её в том, что ему дали меньшую, чем полагается дозу наркотика. ЗК поместили в подвале, привязав к кровати.
За пару недель до нашей экскурсии ЗК заклинили пулемёты во дворе и отказались уходить со двора после отбоя. Они вообще ненавидят эти пулемёты и постоянно ломают. В переговоры с ними вступать не стали и вызвали нечто вроде нашего ОМОНА. На момент экскурсии ещё не все бунтовщики выписались из больницы после силового воздействия.
Поскольку в камере живёт один человек, то никто не вправе входить в неё при отсутствии веских оснований без его разрешения. Наши немецкие товарищи просили нескольких ЗК разрешить нам осмотреть их камеры, но разрешил лишь русский, услышав нашу речь, до того несколько человек отказали. ЗК одеваются как хотят и ходят где хотят, причём некоторые с вызывающим видом. Неприятно было, когда такой тип проходит рядом, намеренно тебя задевая.
Я понимаю, что ситуации были разные. Но я верю словам моей мамы, которая говорила, что не было мародерство массовым явлением. те, кто воевал, достойны нашего уважения. И уж не нам их судить. Это я точно знаю. Мы будем их помнить и гордиться ими.
Простите за излишнюю эиоциональность.
А уж неуважительно относиться к тем, кто воевал, это.....
Простите, но я тоже завелась...
Что-то я уже перестаю понимать ситуацию.... Сколько судей набежало... А судят кого? святых людей, воевавших с фашизмом и принесшим главную победу в жизни не только нашей страны, но и всего человечества.
А обсуждение? Сложно сказать, сам иногда люблю кого-нибудь спровоцировать)))
Но это не та тема.
И согласна с Вами, что темы войны требуют особой деликатности. особенно от тех, кто там не был.
Спасибо за участие в обсуждении.
Просто обозначил свою позицию.
PS Вы интересно пишете и темы подбираете интересные. Буду читать. Спасибо.