Stratfor: Россия подавит протесты беднеющего населения

На модерации Отложенный

Как будут развиваться отношения России с Америкой и Евросоюзом? Что предпримет Россия в связи с конфликтами в Сирии и в восточной Украине? Во что выльется российский экономический кризис? — читайте в прогнозе аналитической компании Stratfor на последние три месяца уходящего года.

Россия и Запад

На отношения России и Запада в четвёртом квартале будут воздействовать три главных фактора: завершение работы администрации президента Обамы, предстоящее голосование Евросоюза о санкциях в отношении России и российский экономический кризис, вызывающий бюджетное противостояние в Кремле.

Россия потратит ближайшие три месяца на подготовку к переговорам со следующим президентом США, понимая, что с уходящим Обамой едва ли можно будет в последний момент прийти к договорённости по Украине или Сирии — в обоих случаях России предстоит сделать ещё многое. Москве хотелось бы, используя своё влияние в сирийском и украинском вопросах, сделать рывок к сделке с Соединёнными Штатами и Европой — такой, которая бы ослабила санкции и задала импульс переговорам со следующим президентом США. Однако продвинуться в этом направлении не позволили ограниченные возможности России в Сирии — и в отношениях с США Москва вернулась на путь эскалации.

В течение всего года Россия старалась продемонстрировать, насколько она способна, используя военные средства, как усилить, так и ослабить противостояние. Однако выяснилось, что Москва не вполне может обеспечить соблюдение режима прекращения огня, а Штатам в оставшиеся месяцы уже не до поиска новых решений.

США сосредоточатся на наступлении на ИГИЛ в Мосуле и Ракке. Хотя они и приостанавливают переговоры с Россией по поводу Сирии, Вашингтон сохранит с Москвой минимально необходимый диалог, чтобы снизить интенсивность конфликта в районе военных действий и минимизировать риск прямых столкновений.

Тем временем Россия — если решит осложнить Соединённым Штатам борьбу с ИГИЛ — усилит наступление лоялистов на Алеппо, чтобы за счёт преимущества в военных действиях усилить позиции в переговорах со следующим президентом; и далее будет в основном полагаться именно на военные действия, а не на дипломатию. Впрочем, у неё есть некоторые средства и за рамками сирийского конфликта: например, пригрозить выходом из соглашений о ядерном разоружении и попытаться тем самым принудить Вашингтон вернуться за стол переговоров.

По мере усиления поддержки со стороны США суннитских повстанцев и снижения заинтересованности в диалоге с Москвой возрастёт риск прямых столкновений и для вступившей в Сирию Турции. При продвижении на юг силам Эрдогана придётся рассчитывать на содействие американцев, чтобы избежать столкновений с российскими военными. Однако из-за проблем между Вашингтоном и Москвой это прикрытие становится ненадежным, и возникает риск российско-турецких инцидентов.

Украинский вопрос

Что касается Украины, Россия будет работать над деэскалацией конфликта на востоке страны, одновременно лоббируя ослабление санкций. В ответ на свои усилия Россия будет ждать от Украины политических уступок — но не дождётся: Киев не находится под столь сильным давлением, чтобы капитулировать, и переговоры вновь забуксуют.

Россия будет пытаться не допускать нарушения режима прекращения огня сепаратистами, но и полного отвода вооруженных сил из района боевых действий также не допустит. Москва покажет, что готова на тактические уступки, но вместе с тем будет твёрдо отстаивать позиции по стратегически важным для неё вопросам, таким как контроль границ с территориями, занимаемыми сепаратистами. Сторонники более жестких позиций в кремлёвской администрации будут сопротивляться любым существенным уступкам по Украине, так же как и Киев воздержится от серьёзных политических уступок сепаратистам.

Воспользовавшись отсутствием единства в Европейском Союзе, Москва попытается ослабить санкции, для чего обратится к странам, готовым проявить гибкость в этом вопросе: Италии, Греции, Венгрии, Словакии и Кипру. Однако ЕС останется под мощным давлением США, которые будут добиваться более активных шагов России по реализации минских соглашений, прежде чем может быть поставлен вопрос об отмене санкционных мер. Кроме того, США не забудут напомнить ЕС и о действиях России в Сирии, в связи с чем европейская приверженность санкциям сохранится — во всяком случае, какое-то время. Германия стремится оставаться с Россией в спокойных отношениях и будет выступать в роли модератора европейской дискуссии о частичной отмене или продлении санкций. Впрочем, формальное решение будет, вероятно, в любом случае отложено до начала следующего года.

Балканские заготовки

Отдельной европейской ареной действий, которая привлечёт в этом квартале внимание Москвы и Запада, будут Балканы. В Республике Сербской только что состоялся неоднозначный референдум, оспаривающий мнение Конституционного суда Боснии. Подготовка боснийскими сербами дальнейших шагов в сторону автономии вызовет рост этнической напряжённости. Ближайшее время это останется тлеющим конфликтом, но поддержка Москвой позиции сербов и потенциал для трений между этническими группами даст России ещё одну возможность выступать в качестве посредника и задействовать боснийско-сербский вопрос в своих интересах при переговорах с Европой и США.

Россия и Азия

В четвертом квартале Россия попытается привлечь инвесторов из Китая, Японии и Индии ради приватизации «Роснефти», которая может принести $11,4 млрд. Кроме того, в декабре состоится встреча Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. И тот и другой желают усиления экономических связей и роста товарооборота между странами, однако с учётом российского курса на сохранение территориальной целостности, Путин еще не готов говорить о мирном договоре, для которого нужен план действий в отношении спорных Курильских островах.

Кризис в России

К концу года российскому правительству нужно будет подготовить бюджет на 2017 год. Бюджетные дискуссии будут чрезвычайно острыми — как в Кремле, так и в околокремлёвских кругах. Вспыхнут разногласия, которые станут ещё одним элементом в борьбе между российскими спецслужбами, крупными корпорациями, элитами и президентом Владимиром Путиным. Поскольку парламентские выборы теперь не являются помехой, Путин вероятно приступит к серьёзной реструктуризации или кадровым перестановкам в российском правительстве, чтобы обеспечить незыблемость его власти ввиду предстоящих в 2018 году президентских выборов.

Экономика страны демонстрирует скромные признаки улучшения, однако правительству до конца года необходимо закрыть дефицит, в долларовом выражении составляющий 36 млрд. У Кремля есть несколько вариантов финансирования дефицита бюджета, но каждый из них имеет свои минусы. Например, правительство может изъять средства Резервного фонда и часть средств российского Фонда национального благосостояния. Но это оставит его без резервов на следующий год. Кроме того, Фонд национального благосостояния предназначен для поддержки выплаты пенсий, и изъятие из него средств на покрытие не связанных с пенсиями расходов может вызвать протесты. Осуществив долгожданную приватизацию двух крупнейших нефтяных компаний, «Роснефти» и «Башнефти», правительство могло бы получить около половины средств, необходимых для покрытия дефицита. Кремль предпримет еще одну попытку сделать это в текущем квартале, несмотря на политическую борьбу, которая разгорится в российских элитах в связи с продажей компаний. Наконец, правительство могло бы вновь сократить расходы — в частности, военный бюджет и бюджет спецслужб. Но и это может спровоцировать политическую бурю.

Stratfor указывает, что несмотря на некоторые приметы начинающегося выздоровления экономики, люди все еще страдают от последствий рецессии. Согласно данным, которые приводит компания, более половины жителей России  — 51% — ждут ухудшения ситуации. О снижении своей заработной платы в этому году сообщили 25% работающих, а 15% вовсе потеряли в этом году работу. На еду уходит 50% доходов населения, и 13,4% россиян живут за чертой бедности. Размер средней заработной платы снизился на 8,3% в течение лишь одного месяца августа, и теперь она составляет менее $450.

Ухудшающееся материальное положение россиян вызовет усиление протестов по всей стране. Однако Кремль воспользуется новым законодательством о борьбе с терроризмом и с помощью Национальной гвардии подавит выступления, не допустив, чтобы протестующие сформировали организованное движение.

Весь мир

В обзорной части прогноза Stratfor, посвящённой международной ситуации в целом, прежде всего затрагивается тема президентских выборов в США. Выборы в отдельно взятой стране редко имеют значение для международной обстановки, поскольку обычно лидеры приспосабливаются к ней, а не наоборот. Но результат именно этих выборов определит внешнюю политику Штатов больше, чем обычно. Кандидаты в президенты сходятся в том, что за США должна сохраниться роль супердержавы, но один видит путь к этому в союзничестве, глобальном сотрудничестве и точечном применении силы, другой — в том, чтобы защищать лишь собственные интересы и действовать самостоятельно, не сковывая себя договорённостями в сфере безопасности или торговли.

Кто бы ни победил на выборах, сосредоточенность Вашингтона на внутренних событиях дает несколько большую свободу действий странам, обычно чувствующим слишком пристальное внимание со стороны США. Так, Северная Корея уже ускорила разработку ядерного оружия и средств его доставки. В оставшиеся три месяца у Пхеньяна может быть шанс завершить финальные стадии испытаний, не опасаясь превентивных военных действий. Вместе с тем намерения КНДР вынудят Японию, Китай и Южную Корею активизировать контакты друг с другом, невзирая на растущую вовлеченность Японии в спор о Южно-Китайском море.

Во всём мире различные «беспокойные», по выражению Stratfor, союзники США будут в эти месяцы пытаться определить, смогут ли они и дальше рассчитывать на Штаты в противостоянии с более сильными соседями. Филиппины и Вьетнам подстрахуются и будут сотрудничать по экономическим вопросам с Пекином.  Тесные объединения — такие как Вишеградская четвёрка и страны Прибалтики — сплотятся перед лицом России и будут ждать от США ясности насчёт принятых США обязательств в сфере безопасности.

Саудовская Аравия и её региональные союзники нуждаются в средствах для ведения войны. Они урезают расходы бюджета, однако рассчитывают и на стабилизацию цен на нефть. В случае если Саудовская Аравия будет предвидеть дальнейшее снижение цен, она попытается ограничить добычу и убедить других сделать тоже самое. Но и в случае достижения членами ОПЕК соглашения, вряд ли это существенно повлияет на цену сырой нефти, поскольку американские производители способны быстро реагировать даже на незначительные ценовые колебания.

Во всём остальном мире сохранятся идущие рука об руку экономическая нестабильность и политические неурядицы. Отчасти нестабильность будет связана с предвыборной неопределённостью — по крайней мере для стран, имеющих обширные внешнеэкономические связи с США. И поиск политического консенсуса, который помог бы справиться с неблагоприятными структурными изменениями в глобальной экономике будет одной из задач следующего президента США — кто бы им ни стал.