Крепость осаждённой нормальности. Смысл внезапной проверки боеготовности войск РФ

Крепость осаждённой нормальности. Смысл внезапной проверки боеготовности войск РФ
Армия
Россия
медиа
мировой кризис
войны

Уже третий год подряд интересующаяся политикой российская публика время от времени приходит в ажитацию по одному и тому же поводу – из-за внезапной проверки боеготовности в российских вооруженных силах, а вернее внезапной комплексной проверки боеготовности.

Выглядит это и впрямь с каждым годом все более масштабно и впечатляюще. В ружье становятся десятки тысяч человек, огромный армейский механизм начинает вертеться с огромной скоростью и на публику выдавать результаты, от которых у граждан шерсть на загривке становится дыбом. Например, текущая проверка потрясла воображение общественности вовлечением в себя важнейших федеральных гражданских структур, таких как ЦБ, Минфин и Росрезерв. Неудивительно, что это стимулирует аналитиков – как профессиональных, так и диванных – на мрачные военные прогнозы.

Первой версией обычно возникает сакраментальное: «Может, бахнем?». Однако затем граждане быстро возвращаются в разум и начинают строить предположения от обратного: Россия на весь мир бренчит железом, чтобы не допустить того, чтобы бахнуло. И тогда главным вопросом становится выяснение, а где, собственно, должно бахнуть. Набор вариантов за последние годы стабилизировался в приевшемся пасьянсе: Украина, Прибалтика, Сирия, Турция и т.д. и т.п.

В этой ситуации хотелось бы спеть поперек хора и высказать осторожное предположение, что нынешняя проверка боеготовности имеет малое отношение к текущим оперативным делам. Она про куда более глубинные, системные и долгосрочные процессы. А размах и масштабность мероприятий только подчеркивают, что все это не про здесь и сейчас, а про конструирование большого будущего.

Самым интересным вопросом, непосредственно связанным с проходящей проверкой (да и прочими многочисленными военными учениями последних лет), является следующий: какое будущее строят в России? ради чего вся это бурное движение в самых разнообразных сферах? какова конечная цель?

Полагаю, ответ чрезвычайно прост: в России строят, а вернее продолжают строить и развивать нормальную страну.

Не идеальную, беспроблемную и т.д., а нормальную. Страну, где люди работают, отдыхают, растят детей, ездят на курорты и дачу, решают проблемы и веселятся на праздники. Страну, где строят мосты, дороги и атомоходы, где автомобилисты пропускают пешеходов, а собаковладельцы убирают за своими питомцами на прогулках (по последнему пункту предстоит еще много работы). Страну, где главенствуют традиционные ценности, а гражданский мир является важнейшей ценностью.

В общем, совершенно нормальную, можно даже сказать, скучную в своей обыкновенности страну.

 

С этой точки зрения процессы, связанные с российской армией, включая учения и проверки, полностью укладываются в текущие тенденции.

Потому что это нормально, когда армия и система ГОЧС тренируются. Это нормально, когда резервистов поддерживают в тонусе. Это нормально, когда вооруженные силы занимаются своим непосредственным делом и не вылезают с учений. Это нормально, когда вся система государственных структур периодически проверяется на готовность работать в чрезвычайных ситуациях.

Ненормальными были предыдущие два с половиной десятилетия, когда всего этого не было, и российское общество забыло, что это ненормально.

Другое дело, что нельзя игнорировать, что нынешние учения и тренировки проводятся максимально открыто и даже демонстративно. Что и заставляет многих граждан тревожиться по поводу смысла и целей происходящего.

Безусловно, тут свою роль играет и развитие современных технологий. Некоторые вещи становится трудно, да и бессмысленно скрывать. Старожилы утверждают, что снайперы во время больших государственных праздников располагались на кремлевской стене и в советские времена. Но тогда их тщательно скрывали, а теперь открыто демонстрируют во время трансляции Парада Победы по всем федеральным каналам.

Это отражает как новый уровень развития и распространенности технологий (когда у каждого первого высококачественная фото- и видеотехника некоторые вещи просто теряют смысл), так и кардинальную смену идейного подхода. Обеспечение общественной безопасности из предмета некоторой неловкости нашего государства стало его гордостью.

Но это, разумеется, только часть объяснения текущей открытости российских силовых структур. Возможно, главная причина – в вышеупомянутой нормальности России и защите этой нормальности.

Пространство нормального в мире сокращается очень быстрыми темпами. Настолько быстрыми, что игнорировать ощущение хаотизации мира не получается даже у самых далеких от новостей людей. Неудивительно, что россияне все чаще чувствуют, что наша страна, если переиначить известный демотиватор, не у черта на куличиках, а у Христа за пазухой.

А еще страна чувствует многочисленные угрозы себе. Неважно, чем является нынешняя риторика Запада и ряда незападных стран. Россия усвоила совет старой еврейки, пережившей Холокост: если вас обещают убить – верьте сразу, не пытаясь списать все на шутку, верьте.

Так что, все эти широко освещаемые учения и проверки боеготовности - они, скорее всего, не про конкретно Украину, или Сирию, или что-то другое текуще-тактическое.

Они в целом шлют миру послание: мы готовимся к любому развитию событий. Вплоть до самых тяжелых и неблагоприятных, вплоть до партизанской борьбы (если кто не понял, создаваемые прямо сейчас подразделения территориальной обороны в том числе и про это – про партизанскую войну в условиях оккупации).

Эта открытая и даже демонстративная готовность России к защите себя по любому направлению и от любых угроз тоже является важной частью обороны страны, поскольку прямо ставит перед миром вопрос: мы-то готовы, а вы?