Соцреализм и крещение Руси

Художественные произведения,   написанные в духе соцреализма,  рассматривают  события с позиций марксизма – ленинизма. Художественные произведения средневековых летописцев писаны   с позиций клерикального догматизма (назовём эту позицию для краткости «соцреализмом»). Историки черпают сведения о происходивших в описываемые времена событиях, в основном из таких источников, поскольку другие, как правило, не сохранились. 

Как в произведениях классиков соцреализма, так и в летописях «соцреалистов», внимательный читатель легко обнаружит натяжки и  нестыковки,  призванные показать произошедшие события не так, как они происходили на самом деле, но так, как они должны были происходить, согласно требованиям идеологической догмы.

С этой точки зрения официальная   история крещения Руси представляется несостоятельной.

Взятые из  учебников  истории  сказания о  правлении князей Олега и Игоря настолько легендарны и баснословны, что их  и разбирать  не стоит. В то же время история о принятии христианства княгиней Ольгой – классический пример «соцреализма». Так, из иностранных, а,  следовательно, заслуживающих доверия источников известно, что она, будучи христианкой, нанесла визит в Константинополь ко двору Константина Порфирородного. Отечественные источники добавляют, что её окрестили в Константинополе, и император, пленившись её красотой (в это время он уже имела внуков), предлагал ей руку и сердце. Это в духе Ветхого Завета: Авраам предложил фараону взять Сару в свой гарем, и фараон , пленившись её красотой (Саре, согласно Книге Бытие, было не меньше 65 лет) согласился. Из всевозможных житий взят сюжет о принятии женщинами христианства и последующем убеждении  мужчин принять крещение. Так, сказание  о Святой Елене (матери императора Константина), говорит о  посещении ей  Палестины и доставке  оттуда множества святых вещей, сохранившихся со времён Христа. Некоторые источники сообщают, что первой знатной римлянкой, принявшей христианство при посредстве Павла (или иудаизм при посредстве Иосифа Флавия) была Поппея, жена Нерона.

Но почему же тогда отечественные  источники упоминают о крещении Ольги в Константинополе? Из истории Церкви известно, что в процессе реформации появилось множество деноминаций, каждая из которых полагала, что истинен только тот обряд крещения, который принят в их Церкви. Таковы были анабаптисты, т.е. перекрещиватели.  Они не признавали ни крещения младенцев, ни крещения взрослых, совершённых по «неправильному» обряду.  Возможно, Ольгу, принявшую крещение по Римскому обряду перекрестили по «правильному» Константинопольскому?

Тогда  многое проясняется. До официального разрыва в 1054 году между католиками и православными ещё  далеко, но неофициально они уже враждовали давно.

Немыслимо, чтобы мать христианка допустила, чтобы её сын горел в Аду, поэтому нет сомнений в том, что крещение получил и Святослав и его дети, в т.ч. Владимир. Но почему тогда Святослав считается закоренелым язычником? Видимо, в те времена к язычникам причисляли всех неправославных, тем более, осмелившихся воевать со «святой» Византией. Поэтому предположение об изначальном крещении Святослава по  католическому обряду не выглядит неправдоподобным. Возможно, Ольга пыталась окрестить по «правильному обряду» и своего внука Владимира, но не успела.

Сцена крещения Владимира описана в духе «соцреализма». Конечно, бастард, потомок ключницы, Владимир, не имел права на престол, чтобы завоевать его, следовало жениться на принцессе. Что Владимир и сделал. Но, наученные горьким опытом, византийские правители, решили Владимира перекрестить. Он долго сопротивлялся, из летописей известно, что он около трёх лет «стеснялся» около Корсуни. Потом  отрабатывал «калым», подавляя восстание мятежника Фоки.  Дальнейшее подаётся  по сюжету, описанному Лукой. Подобно Савлу, Владимир до крещения был подлым и гнусным гонителем христиан, перед крещением ослеп, и, впоследствии стал первым христианским миссионером в Киеве и его окрестностях. «Святой Еленой» новоявленному «Константину» была  не мать, а бабка Ольга. Ещё один библейский сюжет приравнивает Владимира к Давиду. Царь Давид за свою жизнь совершил невероятное количество низких и подлых поступков, но ему всё простилось за то, что в его правление Израиль достиг наибольшего могущества за всю свою историю. Примерно за такие же поступки Владимир был канонизирован.

Но как же тогда быть с объявленным в 988 году насильным крещением Руси? Предположение  о том, что всё тогдашнее население киевской Руси было язычниками, скорее всего, надумано. Значительное количество жителей киевского княжества уже были христианами. «Соцреалистам» был необходим масштаб, они его и показали. Язычники не стали бы противиться причуде князя. Они приняли бы крещение, и продолжали бы втихаря следовать языческим обрядам. Отголоски этих обрядов живы  и поныне. Но с крещёнными, которых собирались перекрестить такой номер не прошёл бы. Не только в житиях святых, но и в трудах серьёзных историков описано, что  христиане первых веков с радостью отдавали свои жизни за Господа и отчаянно, не щадя жизни, сопротивлялись, когда их заставляли выполнять богохульные, с их точки зрения, действия. Возможно,  сопротивление таких христиан перекрещиванию и послужило сюжетом для  написания,  в духе «соцреализма»,  незатейливой повести   о крещении Руси.