"ПРАВДЕ ХАКАСИИ" ВСТАВИЛИ СТЕРЖЕНЬ

Самое «яркое» достижение первого секретаря ХРО КПРФ Владимира Керженцева за всё время его пребывания на этом посту - отставка главного редактора республиканской газеты «Правда Хакасии» Эрика Чернышева. Партийную газету Эрик возглавлял с 2009 года.
За то недолгое время, что Чернышев руководил газетой, она стала ярким, оппозиционным изданием. Отставка Эрика состоялась месяц назад. Мы встретился с экс-редактором буквально на следующий день после отставки, но Чернышев согласился ответить на вопросы только после выборов, которые в Хакасии прошли 10 октября.

- Эрик, как связаны выборы, твоя отставка и интервью?

- Прямой связи нет. Просто я был и остаюсь коммунистом, поэтому, во-первых, никоим образом своим интервью не хотел повлиять на результаты выборов в Хакасии, а во-вторых, не желал, чтобы меня обвинили в очередном провале кандидатов от КПРФ.

- Ты считал, что КПРФ выборы проиграет?

- В минувшее воскресенье, 10 октября, в этом смогла убедиться вся Хакасия. К величайшему сожалению, из общего числа мандатов КПРФ получила всего 4,6%. Фактически это провал, особенно, на фоне других регионов: Ангарска, например, Новосибирска. Еще работая в должности редактора, я видел, что наше партийное руководство просто бросило эти выборы на произвол судьбы. Так что результат закономерен, хотя и неутешителен.

- Резонен вопрос - какова все же причина твоей отставки?

- Мне внятно сформулировать причину никто не смог. Обычно наши товарищи обвиняли «Правду Хакасии» в том, что она слишком много внимания уделяет саяногорским проблемам, публикует слишком много депутата Иванова и не печатает материалы с мест, то есть из партийных отделений. Под саяногорскими материалами имелись ввиду публикации по СШ ГЭС и Саяногорскому алюминиевому заводу компании РУСАЛ, что резоннее отнести ко всей Хакасии и даже России, чем к Саяногорску. Сейчас, когда вышло уже несколько номеров «Правды Хакасии» с новым редактором, видно, что это не являлось истинной причиной. В газете по-прежнему материалы о СШ ГЭС, по-прежнему много депутата Иванова и мало местных материалов. Причем, местных материалов гораздо меньше, чем в мою бытность. Тем не менее, бюро рескома приняло решение о моем отстранении от должности большинством голосов. Впрочем, члены бюро неоднократно демонстрировали, что не читали «Правду Хакасии». В этом и Керженцев признавался, когда заявлял, что газета становится всё хуже и хуже: «Я её давно уже не читаю»

На ближайшем пленуме рескома комиссия Саяногорского горкома КПРФ представит сравнительный анализ газеты «до меня» и «при мне», который в этом вопросе расставит все точки над i. Кстати, публикации из «Правды Хакасия» неоднократно перепечатывала центральная «Правда». Правда, ее тоже не все читали…

-Значит, решение о твоей отставке было принято коллегиальным органом?

- Этот коллегиальный орган был сформирован по предложению первого секретаря ХРО КПРФ Владимира Николаевича Керженцева на основе его личных симпатий. В бюро вошли только те, с кем Владимиру Николаевичу будет «комфортно работать». И хотя бюро – орган коллегиальный, ни в коем случае не стоит сбрасывать со счетов роль личности. Кто-то, а коммунисты своих лидеров всегда почитали, нелишне будет вспомнить и публикацию Валентина Георгиевича Плеханова «О роли личностей в истории». Поэтому бюро, возглавляемое Керженцевым – это бюро Керженцева. Поскольку еще на слуху ситуация в Москве с отставкой мэра, можно сказать, что я уволен в связи с утратой доверия. Видимо, Владимиру Николаевичу понравился подход «единороссов» к решению своих проблем.

- То есть тебе, номинанту Премии имени Андрея Сахарова «Журналистика как поступок» и лауреату премии Союза журналистов «За лучшее журналистское произведение 2009 года» перестали доверять?

- Эти премии и имена для нашего руководства ничего не значат. Керженцев неоднократно называл Андрея Сахарова «Цукерманом», предателем и изменником Родины, премию имени которого лично он бы не стал получать. Впрочем, именно как к журналисту ко мне претензии никто не предъявлял, все обвинения были как к редактору газеты.

«Не пойму, то ли лучше газета становится, то ли хуже?» - любил повторять Керженцев всякий раз при встрече со мной. «Нету стержня, понимаешь? Есть хорошие материалы, интервью с интересными собеседниками, есть и журналистские расследования... Стержня нет в газете».

После долгих и безуспешных поисков стержня, уже будучи отстраненным от работы, я посмотрел пару свежих номеров «Правды Хакасии» и со всей ясностью осознал: стержень в газете – это сам Керженцев, фотографии которого желательно публиковать в каждом номере и чем больше – тем крепче стержень.

- Как отнеслись к отставке простые коммунисты и читатели газеты, все поддержали решение вашего бюро?

- Решение поддержали далеко не все, тем более что оно незаконно. Бюро, находясь под обаянием лидера, превысило свои полномочия. Очень многие решение не одобряют. Кто-то открыто не согласился, как, например, саяногорская организация, другие громко заявить боятся, но звонят и шлют сочувственные письма со словами поддержки.

- Ты сказал: «Заявить боятся» - неужели последствия для них могут быть столь серьезны, что стоит бояться?

- Позиция саяногорских коммунистов стала причиной фактически репрессий в отношении первого секретаря Саяногорского горкома Григория Назаренко. Его обвинили в нарушении Устава КПРФ, ревизионизме и других смертных грехах, правда, доказать не смогли. Так что бояться есть чего.

- Если я правильно понял, истинная причина отставки – личная неприязнь первого секретаря Владимира Керженцева. А чем вызвана эта неприязнь, ведь газета действительно за последний год стала лучше, острее, интереснее?

- Ответ кроется в вопросе. Газета стала лучше, острее, интереснее. Однако эта острота, направленная против действующей власти, невыгодна представителю этой власти господину Керженцеву, возглавляющему комитет в Верховном Совете. Ведь как ни крути, а «единороссы» комитет по сельскому хозяйству коммунистам отдали авансом – семь депутатов от КПРФ в 75-ти местном парламенте республики – капля в море. Действующая власть и лично Виктор Зимин, как лидер партии, поступили мудро – руководитель комитета Керженцев получает ежемесячную зарплату примерно в 60000 рублей, и потерять такое хлебное место ему не хочется.

А тут «Правда Хакасии» со своими критическими статьями в адрес «кормильцев и поильцев» Хакасии - СШ ГЭС и РУСАЛа, критика правительства РХ с указаниями имен и т.д. Оно надо действующей власти?

Тут кто платит, тот и заказывает музыку. Вот власть и заказала. Кстати, недавнее фактическое согласие Керженцева о добровольном прекращении коммунистами акций протеста на Первомайской площади – ария из этой же оперы. Горько осознавать, но КПРФ в Хакасии становится системной оппозицией. Вернее, руководство ХРО КПРФ.

- Как тебе видится будущее?

- Я не Лужков, заявление о выходе из партии писать не буду, у меня другие принципы. КПРФ – это настоящая партия, не проходной двор, зашел – вышел. Считал и считаю, что будущее – за социализмом. В это надо верить и работать по-настоящему. Время все расставит на свои места. Поверьте, перемены не за горами.

P.S. От себя. Как член жюри имени А.Д.Сахарова «За журналистику как поступок» в ближайшее время я намерен поставить вопрос об ответственности Владимира Керженцева за оскорбление памяти Андрея Дмитриевича Сахарова словами о «предателе и изменнике Родины».