В 2016 году предотвращено в 2,3 раза больше терактов, чем за 2015 год

На модерации Отложенный

Возросшую террористическую активность эксперты связывают с возвращением в Россию боевиков из Сирии

Вооруженные инциденты, произошедшие в ночь на 8 августа на севере Крыма, в результате которых были убиты двое и ранены несколько бойцов 247-го десантно-штурмового полка ВДВ, вполне вписываются тенденцию этого года — в России выросла террористическая активность. Это отражают данные Росстата.

Ведомство, основываясь на статистике, представленной силовыми структурами, подсчитало количество преступлений, совершенных с января по июнь. В целом за это время в стране зарегистрировано на 3% больше правонарушений, чем за аналогичный период 2015 года. К примеру, взяточничество выросло на 17%, а мошенничество — на 25%. Но самый большой рост зафиксирован по уголовным делам, связанным с преступлениями террористического характера. Одновременно с этим, по информации Национального антитеррористического комитета (НАК), выросло и количество предотвращенных терактов.

По данным Росстата, с января по июнь в России было зарегистрировано 12 таких преступлений — это в 2,4 раза больше, чем в первом полугодии прошлого года.

 

В НАКе «Известиям» разъяснили, что скрывается за этой цифрой: в 2016 году было возбуждено 12 уголовных дел по статьям 30 («Приготовление к преступлению и покушение на преступление») и 205 («Террористический акт») УК РФ. 7 из 12 преступлений были предотвращены на стадии подготовки и покушения.

Четыре преступления из указанных 12 были совершены в период с 2012 по 2015 год. В том числе теракт, в результате которого 31 октября 2015 года над Синайским полуостровом произошло крушение российского лайнера А-321. Все пассажиры и экипаж самолета (224 человека), следовавшего из Шарм-эль-Шейха в Петербург, погибли. Еще одно дело возбуждено по факту угрозы совершения теракта в 2015 году.

В НАКе подчеркнули, что в 2015 году и за истекший период этого года на территории России не было допущено ни одного теракта. При этом, по данным Национального антитеррористического комитета, в 2015 году было предотвращено три теракта, а только за первое полугодие 2016 года предотвращено семь терактов на стадии подготовки.

Что подтверждает как возросшую террористическую активность, так и эффективность государственной системы противодействия терроризму.

Последняя контртеррористическая операция прошла, как уже сообщали «Известия», 11 августа в Ботлихском районе Дагестана. По данным Информационного центра Национального антитеррористического комитета, в четверг на территории села Анди спецназ ФСБ России уничтожил четырех боевиков. Среди них был главарь «горного сектора» бандитского подполья Шамиль Гаджиев, находившийся в федеральном розыске с 2014 года.

По мнению экспертов, террористическая активность в России выросла из-за возвращения на родину людей, не нашедших своего места в бандформированиях «Исламского государства» (ИГИЛ), деятельность которого запрещена в России, а также из-за общего роста преступности.

Хотя в целом по сравнению с событиями 11-летней давности ситуация значительно улучшилась — в 2005 году, по данным Росстата, было совершено 203 таких преступления.

Вице-президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов рассказал «Известиям», что самое большое количество преступлений террористического характера в России произошло в 2005 году, этому предшествовал теракт в Беслане.

После принятия антитеррористических законов ситуация начала стремительно меняться. Однако в ближайшее время количество подобных преступлений в России, по его мнению, будет расти. Этому способствуют в совокупности такие факторы, как активное противостояние России «Исламскому государству» на территории Сирии, а также нестабильная экономическая ситуация в стране, вызвавшая рост преступности в целом.

— На фоне трехлетнего сокращения количества террористических преступлений с затухающим очагом на Северном Кавказе мы, к сожалению, имеем новый и не менее серьезный очаг в лице «Исламского государства», — пояснил Алексей Филатов. — Надо быть готовыми к тому, что, судя по всему, пик террористической активности еще впереди.

Алексей Филатов отметил, что в основном исполнителями террористических акций являются не радикальные фанатики, а нанятые за деньги преступники. Причем в рядах преступного сообщества оказываются и люди, которые ранее уехали из России в ИГИЛ, но, не найдя своего места в бандформированиях, вернулись обратно.

— Эти люди не умеют ничего делать, они попробовали вкус крови, и это хороший материал для заказчиков тяжких преступлений, в том числе террористических актов. И чем хуже будет экономическая ситуация в стране, тем дешевле будут стоить их услуги, —считает Алексей Филатов.

Он отметил, что если раньше террористические акты были масштабными, требующими тщательной подготовки (взрывы в метро, аэропортах), то сейчас тактика изменилась. Часто преступление совершает один человек, находящийся в пограничном психическом состоянии, а группировки берут на себя ответственность постфактум.

Первый зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич разделает точку зрения Алексея Филатова в том, что рост террористической активности в России связан с общим увеличением активности террористических организаций на международном уровне и с возвращением в Россию тех, кто в свое время присоединился к ИГИЛ.

— Многие люди, которые ушли и работали на «Исламское государство» через третьи, четвертые страны, вернулись. Сегодня эта активность значительно сильнее, —подтвердил Франц Клинцевич.

Но, по его мнению, не все преступления, вошедшие в статистику как террористические, связаны с международным терроризмом, значительная их часть — уголовщина.

— Россия подвержена колоссальной террористической атаке — это факт. Однако на фоне других государств наши спецслужбы имеют огромный опыт. Если говорить о международном терроризме — мы готовы ему противостоять, не думаю, что у нас будут большие проблемы, — сказал Франц Клинцевич.