
Когда сопоставляешь разрозненные по времени и по городским округам факты, создается такое ощущение, что каждый «сильный мира сего» хочет «откошмарить» отдельно взятый «суверенный МКД». По поводу и без такового. С правовым инструментарием наперевес и без оного.
Жаль, если к дискредитации идеи «самоуправления граждан в сфере ЖКХ» наравне с многочисленными контролирующими и надзорными ведомствами подключится и такая серьезная правовая структура, как арбитраж. В нашу редакцию обратился председатель ТСЖ «На Комарова» Олег Петров с жалобой на ПАО «МРСК Сибири».
– Сумма, определенная к оплате вердиктом суда, не велика. Порядка 47 тысяч рублей, но мне почему-то это видится как начало абсолютно неравноправных и нецивилизованных отношений, – объясняет свою взволнованность прецедентом Олег Владимирович.
Председатель со стажем опасается, что мезальянс взаимоотношений может спровоцировать и засилить арбитражная Фемида, встав на сторону административно «сильного игрока» и не совсем разобравшись в истоках конкретной «экономической» ситуации.
«Обиделся» или «обидели»?
Господин Петров предполагает, что, возможно, суд не учел и далеко идущие правовые последствия своего вердикта. Кроме того, по аргументации проигравшей стороны, в ходе рассмотрения спора были проигнорированы ряд юридически значимых обстоятельств и даже норм действующего законодательства. Попробуем без эмоций и ярлыков разобраться, чем же так «обидела» ТСЖ «На Комарова» местная арбитражная Фемида. Мы в силу своих возможностей и познаний ознакомились и с текстом судебного решения, удовлетворившим исковые требования ПАО «МРСК Сибири», и с апелляционной жалобой поверженных в правовом смысле оппонентов.
Наше мнение – доводы председателя ТСЖ и его представителя-юриста квалифицированней, жизненней, справедливей и даже, возможно, законней! (Мы ни в коей мере не хотим предвосхищать решение апелляционной инстанции, просто высказываем свое частное мнение – автор.)
От общих формулировок перейдем к сути спора.
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (уже известный в Омске игрок на ниве нарушений прав потребителей) поставила в жилой дом по адресу пр. Комарова, д.1 с февраля 2013г. по февраль 2014г. электрическую энергию. Это была обязанность ПАО как гарантированного поставщика. Счета «МРСК Сибири» выставляла сама, расчеты, сверку показаний счетчиков производила также собственными силами, а вот образовавшуюся задолженность по конкретным квартирам решила взыскать с… ТСЖ! Мотивация, как я понял, такова, и лежит она на финансовой поверхности: товарищество собственников жилья «На Комарова», организация действующая, эдакая «рабочая лошадка», со средствами на расчетном счете, председатель здесь боевой, всем заведует, за все отвечает (в том числе и по Жилищному кодексу РФ), пусть и… за долги своих членов раскошелится.
Действительно, логика имеет место быть. Железная. Зачем напрягаться и взыскивать с каждого должника, если можно взять все и сразу. И главное – гарантированно, в денежном эквиваленте. В принципе, законодатель именно так и задумывал, что ТСЖ со временем приживется в мегаполисах, поокрепнет и предстанет в роли «коллективного ума, чести и совести многоквартирного дома».
Но это, видимо, уже субъективное восприятие, усугубленное негативным и неожиданным результатом. Хоть и промежуточным. Не брал, но… отдай! Теперь, собственно, аргументы ответчика, то бишь, ТСЖ «На Комарова». Их достаточно. И они, на наш взгляд, не менее весомы, так как зиждутся исключительно на базовых принципах ЖК РФ и ГК РФ.
Ни формально, ни документально никаких договорных отношений между сторонами арбитражного производства установлено не было. Не убедила председателя ТСЖ и ссылка суда первой инстанции на п. 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего, что ТСЖ (управляющие компании), собирающие с населения оплату коммунальных услуг, обязаны производить расчеты с ресурсоснабжающими монополиями, с которыми у ТСЖ (УК) заключены договоры на поставку тепла, холодной и горячей воды, газа, электроэнергии и т.д.
Более того, собственники всегда вносили средства непосредственно на счет поставщика и по его персонифицированным квитанциям. Цитируем выборочно Суд счел возможным (согласно п. 6.3 статьи 155 ЖК РФ), что собственникам жилья может быть делегировано такое право – напрямую рассчитываться с поставщиками услуг, минуя счет и посредничество ТСЖ. Дескать, одно другого не исключает.
Посредник поневоле
Следующий правовой аргумент суда: ТСЖ «На Комарова» во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг и, в силу своего статуса, обязано приобретать у гарантирующего поставщика электроэнергию для нужд обеспечения потребностей собственников МКД. Об этом гласит абзац 7 п. 2 «Правил предоставления коммунальных услуг…», утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011г. №354 и ст. 155 и 161 ЖК РФ. – И опять, что называется, пальцем в небо, – образно и смело апеллирует ответчик, пока вне стен арбитражного суда. Эмоции понятны.
Не путать калий с кальцием
Еще большее недоумение вызывает подмена (или неразграничение, или непонимание) судом первой инстанции таких правовых категорий как «обязанность» и «обязательство».
Имеются и иные правовые аргументы, которые приводит ТСЖ в качестве обжалования состоявшегося решения суда первой инстанции. Видимо, досконально изучать их на предмет «доказательности» – прерогатива апелляционной инстанции. Просто хотелось бы сказать несколько слов в поддержку «слабого». Нынче ТСЖ (ТСН) выглядят в сфере местного ЖКХ некими «мальчиками для битья».
Их утюжат снаружи налоговики, пожарники, ГЖИ, Роспотребнадзор, правоохранительные органы, ресурсоснабжающие монополии, суды, изнутри – недовольные жители. И поддержать-то эту «частичку самосознания нарождающегося собственника» некому. В нашем, казалось бы, цивилизованном, правовом, граждански активном государстве. Безусловно, этот пассаж – не повод идти на поводу у ТСЖ и стелить ему соломку в разного рода правовых и бытовых коллизиях, но хотя бы там, где это по закону возможно, не «кошмарьте» почем зря. Ведь решение по данному «пустяковому», «47-тысячному» делу может иметь далеко идущие юридические и бытовые последствия. По сути это может означать еще один, сто первый, способ уничтожения товариществ как класса хозяйствующих субъектов.
Действительно, зачем при таком раскладе собственникам платить по персональным квитанциям ресурсоснабжающих организаций, если в конечном счете их обязательства исполнит ТСЖ? За счет других законопослушных и добропорядочных собственников. И не факт, что потом суды общей юрисдикции в порядке регресса обяжут собственников компенсировать списанные с ТСЖ средства.
Только дай повод
Искренне надеемся, что пока это всего лишь единичный пример арбитражной судебной практики. Но мы-то прекрасно знаем, как под натиском монополий приятная «разовая экзекуция» превращается в «регулярные поборы». Как говорится, аппетит приходит во время еды. Да, для монополий и их юридических служб это прекрасная панацея от неплатежей и задолженностей, парализовавших сферу ЖКХ, но какой ценой достигается эта видимость благополучия в отдельно взятой коммунальной епархии? А если так будут поступать все? И нерадивые собственники, и успешные монополии?
И еще один штрих. Другие местные монополисты взыскивают долги по возникшим персональным обязательствам в рамках самостоятельных судебных производств вне зависимости от наличия в многоквартирном доме товарищества или управляющей компании, почему у «МРСК Сибири» просматриваются какие-то особые отношения с арбитражем? Или у ПАО имеются какие-то привилегии?
Например, право «откошмарить»…
Александр Грасс
http://bk55.ru
Комментарии