Как Пушкин атаковал турок...

 

 
Герой пушкинской повести «Выстрел» Сильвио волею автора отправился в Элладу сражаться на стороне греков, восставших против турецкого владычества. Там и погиб в бою. Сам Пушкин на Балканах не был. Но участие в войне с турками за свободу Греции принял. 14 июня 1829 года у реки Инж-Су, что течет в отрогах кавказского хребта Саганлуг, Александр Сергеевич верхом атаковал турецкий авангард, напавший на наши казачьи аванпосты.

Попытку Александра Сергеевича превратиться в воина видели многие, а некоторые и описали. Правда, «показания» не всегда сходятся. Так, драгунский офицер-нижегородец Ушаков вспоминал, что едва после обеда в русском лагере услыхали выстрелы, Пушкин вскочил на коня и помчался к аванпостам.

За ним по приказу генерала Раевского поскакал майор Нижегородского драгунского полка Семичев, дабы уберечь поэта от опасности и вернуть в тыл. Это ему удалось, но уже после того, как Пушкин подхватил пику убитого казака и собирался было скакать на турок.

Михаил Пущин рассказывал иное. Обед еще не завершился, как стало известно, что около аванпостов появились турки. Все побежали к лошадям. Сам Пущин оказался среди группы казаков и османов, сошедшихся в рубке. Тут появился майор Семичев, разыскивающий Александра Сергеевича. Вдвоем они поскакали на поиски. И вскоре увидели Пушкина, в одиночестве скакавшего с саблей в руке в сторону турецкого лагеря. Догнали его, но опасность не стала меньше. Турки приближались. И лишь когда за спиной нашей троицы появились русские уланы, османы повернули коней.

Примечательно, что нижние чины русского отряда, постоянно во время похода на Эрзерум видевшие Пушкина среди офицеров Нижегородского драгунского полка в черном цилиндре и сюртуке, принимали его за священника и меж собой прозвали драгунским батюшкой.

Михаил Быков