Минфин смирился: 1,5 трлн рублей уже не взыскать
Минфин решил простить налоговые долги тем, кого уже нет с нами. Имеются в виду несуществующие предприятия, благополучно возникшие и сразу же почившие в ходе рыночных реформ. Помните, как в начале девяностых граждане, поверившие рассказам государства о светлом капиталистическом будущем, массово кинулись учреждать «малые предприятия»? А учредив, печатали визитки, на которых гордо именовали себя директорами, генеральными директорами или даже президентами. Был человек всю жизнь ниже травы, тише воды, а теперь стал президентом какого-нибудь ООО «Три фиги».
Они думали, что вместе со свежевырезанной печатью и пустым счетом в банке придет и счастье. Но счастья большинству увидеть не удалось. Зато они вдоволь насмотрелись на хамоватых налоговых инспекторов тех лет и прочих проверяющих, бесконечно требующих ежеквартальную отчетность. Помыкавшись год-другой, новоиспеченные «генеральные директоры» бросали свои фирмы, а учредительные документы вместе с печатями оставляли на хранение в ближайшем мусорном контейнере. Но долги их перед родной налоговой инспекцией при этом никуда не девались, а продолжали числиться и числиться, фигурируя в разных отчетностях и переходя из года в год.
Официальная процедура закрытия ненужной фирмы была (и есть) столь затратна и сложна, что легче выбросить все документы, чем идти официальным путем. Но существовали и другие способы избавиться от ненужного «юридического лица». Например, «утопить» его в Калмыкии, пока там действовала офшорная зона, путем слияния с какой-нибудь местной фирмешкой. Такие услуги оказывали специальные юридические конторы, и стоили они недешево, зато давали гарантию юридической чистоты процесса.
Глядя на все это, иногда трудно было отделаться от мысли, что очень уж непродуманна у нас та часть законодательства, по которой юридические лица должны рождаться и умирать.
Подготовленный сейчас Минфином законопроект о списании безнадежных долгов должен хоть отчасти исправить просчеты.
Задолженность несуществующих фирм перед государством составляет 1,5 триллиона рублей. Взыскать ее невозможно (не с кого), поэтому финансовое ведомство предлагает ее простить. Об этом сообщил сегодня вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на пленарном заседании Госдумы, сообщает агентство «Прайм-ТАСС».
По его словам, эта сумма накопилась «за всю налоговую историю России». Она висит на балансе и переходит из года в год, являясь, по сути, безнадежной задолженностью. Министр пояснил, что речь идет о долгах несуществующих предприятий или компаний, которые находятся в состоянии банкротства. «Сейчас подготовлено законодательство, чтобы такая безнадежная задолженность, которая много лет висит на предприятиях, все-таки списывалась, чтобы мы не оперировали цифрами, которые невозможно собрать»,— сказал Кудрин.
Проблема задолженности предприятий перед бюджетом имеет, впрочем, и другую, более свежую часть. Совокупная задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в первом квартале 2010 года увеличилась почти на 7%. По словам главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мишустина, задолженность снижалась на протяжении последних лет, однако экономический кризис отрицательно сказался на финансовом состоянии предприятий. В результате возник кризис неплатежей, и с 2009 года задолженность организаций перед бюджетом начала расти. Ее прощать пока не будут.
Комментарии
Честный налогоплательщик - почувствуй себя полным идиотом