России навязывают новый закон «О безопасности»

Уже в ближайшие дни Государственная Дума намерена приступить к принятию в первом чтении нового закона о безопасности. Проект этого закона от имени президента РФ Дмитрия Медведева был направлен в Думу совсем недавно – 17 июня текущего года.

И хотя Госдума была занята срочным рассмотрением прочих законопроектов, накопившихся за время весенней сессии, а потом ушла на каникулы, администрация президента настояла на ускоренном прохождении президентского проекта закона «О безопасности» через все профильные думские комитеты. Столь же ускоренно были проведены и консультации со всеми заинтересованными ведомствами, чтобы уже в первых числах сентября вынести законопроект на пленарное обсуждение Государственной Думы.

Пояснительная справка, приложенная к законопроекту, сообщала, что практика применения Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446–1 «О безопасности» показала необходимость его корректировки. В частности, требуется уточнение основ и содержания деятельности по обеспечению безопасности и определение соответствующих полномочий органов государственной власти в данной области. Необходимо также определиться со статусом Совета Безопасности Российской Федерации.

В настоящее время действует Положение о Совете Безопасности РФ, утвержденное указом Президента РФ от 7 июня 2004 года № 726, комплексно регламентирующее статус этого органа. Однако нет федерального закона, легитимизирующего деятельность Совета Безопасности в правовом отношении.

В проекте нового закона понятия безопасности трактуются достаточно расширено. Его разработчики поставили своей целью определить принципы обеспечения государственной безопасности, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ.

Законопроект разъясняет в этой сфере полномочия Президента РФ, Федерального Собрания, правительства, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности.

«В законопроекте в соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации определяется статус Совета Безопасности Российской Федерации. В соответствии с законопроектом Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности»,— уточняет основные положения законопроекта приложенная к нему справка.

Тем не менее многие эксперты отмечают непроработанность законопроекта, являющегося определяющим в таких важных для безопасности страны вопросах.

Некоторые замечания, конечно, можно считать «стилистическими». К примеру, Статья 2 об основных принципах обеспечения безопасности относит к ним:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; и т. д.

Критики указывают, что опять приоритетными оказываются пресловутые права и свободы человека и гражданина, а не государства, гражданином коего таковой является (иначе о каком гражданстве, точнее, о гражданстве какой страны идет речь). Но даже при такой приоритетности, ничего не говорится о каких-либо (например, конституционных) гарантиях этих прав и свобод.

Об интересах государства и общества даже не упоминается, хотя говорится о взаимодействии с международными организациями, что опять-таки вызывает вопрос: о национальной безопасности какого государства идет речь?

Законность в списке приоритетов идет на втором месте (а не на первом, без чего не могут соблюдаться даже пресловутые права и свободы человека и гражданина), а системность, т. е. взаимодействие элементов единой системы безопасности — и вовсе в числе последних, хотя известно, что именно сбои в системе безопасности (в скоординированности действий элементов системы) приводят к парализации всей системы как таковой.

Указывается также, что Статья 4 о государственной политике в области обеспечения безопасности должна была бы идти первой, т. к.

в ней определяются сущность и содержание предмета регулирования (причем определяются некачественно, т. к. по-прежнему непонятно, что же такое безопасность, и, следовательно, что такое деятельность по ее обеспечению).

Статья 5 о правовой основе обеспечения безопасности гласит, что ее составляют «Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, и т. д.» В этой связи критики задают резонный вопрос: а как быть, если общепринятые положения и нормы международного права противоречат представлениям о безопасности России. А ведь таких норм может быть немало, не говоря уже о заключенных международных договорах.

Между тем ничего не говорится о политико-правовой экспертизе существующих и готовящихся договоров подобного рода, а также о политико-правовой экспертизе российского законодательства на предмет национальной безопасности, о статусе экспертного заключения и т. п.

Кроме того, указывается, что хотя в проекте закона говорится о полномочиях различных органов власти, но нет ни слова об отчетности соответствующих органов и должностных лиц (в т. ч. и перед ритуально упоминаемым «гражданским обществом»), ни об их ответственности, ни о механизме реализации их полномочий.

Известный эксперт по вопросам обороны и безопасности Петр Белов дал КМ.RU свою оценку внесенного в Государственную Думу документа.

— Считаю необходимым подчеркнуть следующие наиболее серьезные недостатки обсуждаемого законопроекта:

а) неопределенность содержания заглавной категории «безопасность» и отождествление ее с термином «национальная безопасность», исключающие однозначное толкование всех его положений;
б) нечеткая формулировка цели появления и статуса данного нормативного акта, способная не только затруднить его восприятие гражданами, но и снизить ожидаемую от внедрения результативность;
в) ограниченность и ошибочность одного из базовых руководящих принципов, способные воспрепятствовать закреплению и развитию положений данного рамочного нормативного акта законами прямого действия; г) неясность с объектами, основными методами обеспечения как безопасности в целом, так и её составных частей, не способствующая четкому целеполаганию соответствующей практической работы;
д) отсутствие четкого механизма и технологии решения задач нормирования, обеспечения, контроля и поддержания приемлемого уровня национальной безопасности (в особенности – экспертизы проектов принимаемых решений и мониторинга результатов их выполнения), делающее такую работу малоэффективной;
е) недопустимые для одного должностного лица вседозволенность и полная бесконтрольность действий в столь важной сфере, а также акцент на фетишизацию при этом прав и свобод личности в ущерб ответственности перед нацией, способные привести к губительным для страны последствиям;
ж) необоснованное принижение роли Совбеза РФ как высшего органа управления обеспечением безопасности, исключающее эффективность возложенного на него стратегического планирования и оперативного управления данным процессом;
з) перегруженность законопроекта нечеткими и отсылочными формулами, способствующая появлению различных злоупотреблений в правоприменительной практике.

Вот почему правомерен следующий вывод: концепция и структура данного законопроекта по своему содержанию не соответствуют статусу рамочного закона в сфере безопасности. Этот закон должен быть каркасом правового обеспечения всей соответствующей государственной и общественной деятельности, обобщенно и системно регулирующим отношения по сбережению народов России, их территории и уклада жизни путем удовлетворения всех необходимых им потребностей и парирования препятствующих этому угроз и вызовов природного, социального и техногенного происхождения.

В случае же игнорирования перечисленных выше недостатков и предложений принятый закон (подобно ныне действующему закону «О безопасности») окажется неработающим. На то, что это вполне реально, косвенно указывают и авторы данного законопроекта, утверждая в пояснительной записке, что введение его в действие не требует ни признания утратившими силу, ни приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства, ни дополнительных материальных и финансовых затрат. Интересно, как они это представляют?!

Вот почему представляется актуальными самая тщательная экспертиза и радикальная переработка обсуждаемого здесь законопроекта, начиная с изменения всей концепции, так как его принятие Федеральным собранием в нынешней редакции, скорее, приведет к отрицательному эффекту, создав видимость юридического решения столь важной проблемы.