В субботу германо-итальяно-ирландский корабельный патруль выловил в Средиземном море у берегов Ливии ещё 600 человек, увеличив таким образом число "спасённых нелегалов" до рекордных 13 000 за неделю. В прошлом году, когда главным транзитным маршрутом для мигрантов/беженцев служил маршрут Турция/Греция — на ливийско-итальянском направлении это было месячной нормой.
Добавим к этому 4000 мигрантов, добравшихся до Италии своим ходом, а также неустановленное (и мало кому интересное) число погибших.
Таким образом, поток мигрантов через Африку постепенно восстанавливает драматические объёмы прошлого года, потрясшие Евросоюз.
Объединённая европейская миссия "София" в южном Средиземноморье имеет двоякую цель: во-первых, гуманитарно спасать тонущих нелегалов, а во-вторых - жёстко пресекать маршруты их провоза, топить суда и преследовать организаторов человеческой контрабанды.
Это карательно-спасательное противоречие не является чем-то необычным для европейской политики. У Европы существует давний ужас как перед перенаселением, так и перед нашествием "чужаков". Несмотря на усилия представить нынешние европейские ценности в виде абсолютного конфетного гуманизма, европейские элиты отлично помнят способы решения проблем, связанных с излишним количеством людей на континенте, которые приходилось принимать их предкам.
И хотя в британском парламенте уже не обсуждается, как в конце семнадцатого столетия, предложение о "завозе достаточного количества волков, чтобы они уничтожили излишек бедняков", — привычка думать одновременно гуманно и холодно прагматически никуда не делась.
Поэтому ЕС в стремлении удержать мировую нищету за пределами своих границ уже идёт на достаточно аморальные с точки зрения чистого гуманизма и "диктатуры ценностей" шаги. В частности — платит миллиарды авторитарному "политическому исламисту" Эрдогану за удержание сирийского потока, а также пытается подкупить ливийские банды, контролирующие берег. Легко догадаться, что отношение турок к беженцам на своей территории не является сверхгуманным, а методы ливийских бандитов по отношению к африканским нелегалам вообще никого не волнуют.
Но при этом нелегалы, которым всё же везёт добраться до итальянских вод и начать тонуть уже где-нибудь вблизи — получают комфортабельную койку во временном лагере, пищу и медицинский уход.
Вопрос, однако, состоит в другом. Можно ли вообще сдержать давление Третьего мира на Старый свет полицейскими и пограничными методами?
Штука вся в том, что население Африки удвоилось за последние тридцать лет (до 1,2 млрд) и в среднем пребывает в возрасте чуть за двадцать.
Сравним это с полумиллиардом 41-летних европейцев, чей средний возраст неумолимо растёт, а численность обречена на снижение.
В одной Нигерии проживает сегодня почти столько же людей (186 млн), что в Британии, Германии и Италии вместе взятых (204 млн). Эфиопия (100 млн) - более населена, чем любое европейское государство.
При этом экономический рост Африки выражается в цифрах, сильно отстающих от роста населения. Эфиопия не справляется с задачей создавать достаточное количество рабочих мест для всё новых выпускников школ и университетов, являясь, с одной стороны, всё более образованной, а с другой - по-прежнему сельскохозяйственной бедной страной. Сходная ситуация и в других государствах Чёрного континента.
В обозримые десятилетия все перечисленные признаки Африки и Европы будут лишь усугубляться: к 2050 году около трети землян, возможно, будут жить в Африке — в то время как в ЕС собственное население продолжит таять и стареть. При этом, в отличие от художественного фильма "Элизиум", в котором символическая Европа летала над загаженным миром по геосинхронной орбите, — реальная Европа по-прежнему будет отделена от трёхмиллиардной Африки лишь парой сотен километров тёплого моря (расстояние, преодолеваемое современным судном за сутки).
Разумеется, Европа продолжит сохранять гигантское военно-техническое преимущество перед Африкой. Но речь идёт не о военном столкновении, а о столкновении демографическом и социальном. То есть любой новый виток мирового кризиса может спровоцировать в ближайшем будущем удвоение или утроение миграционного водопада (который сегодня в общем ничтожен для Африки). А ЕС не справляется и с имеющимся — и нет оснований полагать, что он сумеет по-быстрому утроить собственный военный флот.
...К сказанному добавим, что к нам данные процессы имеют весьма условное отношение. Мы не обладаем ни климатической, ни социальной привлекательностью для миграции. Более того: все наши соседи (заменой русских которыми нам грозили последние десятилетия ура-паникёры) уже вступают в период демографической стагнации. Суженное воспроизводство наблюдается сегодня в Узбекистане, Азербайджане, Китае и Казахстане, резко падает рождаемость в Киргизии и даже Таджикистане. Практически прекратило рост население нашего собственного Северного Кавказа. Иными словами — России просто неоткуда ждать нового Великого переселения народов (особенно если учесть, что именно наша историческая территория, район Великой Степи, обычно была источником подобных переселений).
Виктор Мараховский
Комментарии