Ток – шоу Сванидзе демонстрирует преимущества понятий над законом.

В этой говорильне результат известен заранее: Кургинян всегда прав. Не буду приводить конкретные примеры, но о похожем  шоу, проведённом более ста лет назад, некогда рассказал замечательный  журналист Сергей Званцев. Рассказ называется «Дело Вальяно».

В Таганроге, одновременно с Антоном Павловичем Чеховым проживал богатый купец и меценат Вальяно. Старожилы помнили его молодым и неразборчивым в методах авантюристом, разбогатевшим на контрабанде. Вальяно благодетельствовал всем. Руководители Таганрога, а также его жандармерия  были с кормильцем «в доле». Даже некоторые рабочие получили  домики бесплатно. Разгружали они как – то груз, в котором в мундштуках папирос были спрятаны фальшивые ассигнации, один ящик рассыпался. Молчание грузчиков было вознаграждено.

Описываемой истории могло бы не быть, если бы не назначенный на службу молодой и  амбициозный прокурор. Он взялся доказать в суде, что Вальяно нажил состояние контрабандой. По закону за контрабанду  полагалось два месяца тюрьмы (какая мелочь), но с конфискацией имущества. Защищать Вальяно за очень большую цену взялся известный столичный адвокат.

Прокурор в пространной речи в   суде доказал, что Вальяно нарушил закон и должен понести наказание и спросил адвоката: «Правда ли , что Ваш подзащитный заплатил Вам миллион рублей (в ценах 1890 года)?

Адвокат ответил, что правда, следовательно, его слова ценятся, в то время, как слова прокурора стоят очень дёшево: жалование – 3 тыс. в год, это около 10 руб. в день. Прокурор проговорил четверть дня и сказал три тысячи слов. Сколько же стоит одно Ваше слово? Грош цена слову прокурора! Затем, обратившись к защищаемому,  спросил: «На каких плавсредствах Вы перевозили товар с корабля, стоящего на рейде на берег?» Вальяно, улыбаясь и не вытаскивая сигару изо рта ответил, что на турецких фелюгах. Обратившись к судье, защитник спросил: «А является ли  перевозка груза с корабля на берег без оформления документов  на турецких фелюгах контрабандой?» И оказалось, что в списке плавсредств, перевозка грузов  на которых квалифицируется как контрабанда, турецкие фелюги не упоминаются. Так Вальяно был оправдан. В иных судах демагогия всегда  побеждает логику.

А среди адвокатов, всеми силами старающихся оправдать прежних вальяно, дабы обезопасить современных, кроме токающих у  Сванидзе, заметны и токающие в Госдуме. И, будьте покойны, в законах, написанных такими адвокатами всегда найдутся лазейки, сквозь которые легко просачиваться обладателям «турецких фелюг».