О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПЕРЕХОДА ОТ КАПИТАЛИЗМА К ФЕОДАЛИЗМУ

 

Зачастую действия российских властей заставляют задуматься, каков же образ государственно экономического устройства России, к которому они (власти) стремятся? И есть ли вообще у них перед глазами какой-либо образ желаемого?

16 августа состоялась встреча Президента Д. Медведева с представителями крупного бизнеса. Содержание беседы невольно навевает ассоциации то ли с призывом «сдавайте валюту» из сна Никанора Ивановича («Мастер и Маргарита»), то ли со сбором средств «на помощь беспризорным детям» («Двенадцать стульев», глава «Союз меча и орала»). На этот раз г-н Медведев публично призвал бизнесменов скинуться на благородное дело – восстановление жилья и социальных объектов в населенных пунктах, сгоревших в пламени недавних пожаров. И современные г-да Кислярские наперебой заявили о своей готовности на это потратиться. При этом всего несколько месяцев назад примерно тех же людей – и тоже публично пытались вдохновить на финансирование инновационных исследований… Интересно, на какой проект власти попросят денег в следующий раз?

Логика у власти простая: «Мы вас назначили олигархами, мы даем вам зарабатывать, значит вы обязаны финансировать наши проекты, когда мы вас об этом попросим». А бизнесменам и возразить-то нечего! Особенно, когда деньги требуются на такие благородные цели как модернизация страны или помощь погорельцам.

Конечно, сейчас немодно возражать против отношения к бизнесу как к дойной корове (эти взгляды властей вполне разделяет общество). И трудно опровергать известный тезис: «делиться надо». Ведь, правда, надо! И если бы поселок из 50 домов в Нижегородской области был отстроен на личные средства г-на Дерипаски, то была бы ему только честь и хвала. Но выделяет деньги на это строительство почему-то «РусАл». А еще ГАЗ вместе с группой «Русские машины» восстанавливает «несколько деревень» в Мордовской области… И вот вопрос: этим компаниям по основному профилю своей деятельности совсем нечем заняться? Они уже стали лидерами мировой индустрии? со всеми долгами расплатились? все инновации внедрили? конкурентов по качеству продукции превзошли?

Напомним: практически все российские крупные компании потратили годы и десятилетия на то, чтобы сбросить с себя «социалку», без чего невозможно даже надеяться на конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках (иностранные компании не несут на себе этого бремени, они просто налоги платят).

А теперь им предлагается взять «в качестве социального обязательства… тот или иной населённый пункт, который пострадал, и оказывать ему шефскую помощь, помощь в восстановлении, в создании нормальных условий жизни и в создании новых рабочих мест».1

Что напоминает такая система отношений государства и бизнеса? Социалистическую экономику? Нет, там ВСЯ прибыль предприятия поступала в бюджет, откуда и перераспределялась по разным направлениям, а сейчас основные денежные потоки подконтрольны не государству, а физическим лицам - владельцам компаний. Квазирыночную китайскую систему? Нет, для нее характерно, с одной стороны, наличие сегментов, где централизованное регулирование гораздо жестче, чем в России, но с другой – свободный рыночный сектор, куда государство не вмешивается, там постоянно расширяется, а не сужается. Собственно рыночную, так называемую «капиталистическую», систему? Тоже нет: слишком в сильном унижении у нас находятся законы, институты, и все прочие фундаментальные основы этого строя, которые в высших эшелонах власти вполне искренне считают не более как внешними и необязательными атрибутами.

Нам современная российская политикоэкономическая система – хотя бы по способу принятия и объявления решений все больше начинает напоминать феодальную: там тоже есть суверены и вассалы, там «своим людям» на откуп даются целые отрасли и регионы, там основная масса населения практически не участвует в дележе общего «пирога», там власть через глашатаев объявляет о своих решениях. Можно, конечно, спорить, так ли уж это плохо. Но мы считаем, что для современной России это крайне плохо по двум причинам. Во-первых, история человеческой цивилизации однозначно говорит об экономической неэффективности феодальных систем. Во-вторых, едва ли не самым важным для феодальной элиты является понятие чести, которое для подавляющей части современной российской элиты – не более чем пустой звук. А когда чести нет, то все позволено… Увы, ничего хорошего из этого не получится.

Сергей Смирнов