Прощайте, летний зной, лесные пожары, токсичный дым! Закончилась жара, из-за которой смертность в Москве выросла в два раза - до 700 смертей в день при столбике термометра на отметке 40 °C. После шести недель засухи и пожаров Россия наконец-то вздохнула свободно. С огнем удалось справиться. Метеорологи обещают понижение температуры и даже выпускают штормовое предупреждение.
Ущерб значителен: уничтожены 200 000 га леса, дотла сгорело 2 000 домов, в огне погибло 54 человека, по ветру пущена треть урожая злаковых. В 25 областях был объявлен режим чрезвычайной ситуации.
В который раз власти были застигнуты врасплох. Жара и пожары, о которых Гринпис предупреждал еще в феврале, а НАСА - в апреле, ускользнули от внимания службы прогнозирования российского Министерства по чрезвычайным ситуациям. В результате этой природной катастрофы обнажился целый ряд проблем: разрушение инфраструктуры, уязвимость населения, некомпетентность властей.
После распада СССР лесное хозяйство, которое является важнейшим сырьевым ресурсом для России после газа, нефти и металлов, пришло в упадок. Леса были приватизированы, но за ними никто не ухаживал. Принятие в 2007 году нового Лесного кодекса ничего не изменило. Прежде всего кодекс отвечал интересам крупного промышленного лобби, в частности, фирмы «Илим Палп», юридическим советником и ассоциированным партнером которой был в свое время нынешний российский президент Дмитрий Медведев.
Уход за лесами был делегирован местным администрациям, количество лесников сведено к минимуму. Пожарных не хватало всегда. Плохо обученные, недостаточно экипированные, малочисленные (22 000 на всю страну) огнеборцы очень скоро почувствовали, что они не справляются.
Жители подмосковной деревни Полбино напрасно набирали 01, пожарные так и не приехали. Зато заезжали в соседнюю деревню Ковригино. Одни из ее жительниц рассказывает в своем блоге: «Лес горел уже несколько дней, люди безуспешно вызывали пожарных. Когда огонь дошел до домов, жители потушили его собственными силами».
Когда приехала пожарная машина, земля в лесу еще дымилась. Жители попросили пожарных полить эти участки. «Они отказались, и тогда деревенские построили баррикаду, чтобы помешать им уехать». Новая стычка - пожарные поливают людей на баррикаде. Представитель местной администрации возмущается, и на него набрасываются пожарные.
«Это произошло 12 августа 2010 года в 18 часов 30 минут».
На хуторе Барановка Нижегородской области жители не видели ни одного пожарного. Зато им угрожала судебным преследованием местная администрация за то, что они спилили деревья вокруг хутора, чтобы не допустить развития пожара. В путинской России с ее «вертикалью власти» инициатива практически не поощряется.
И если с пожарами наконец удалось справиться, то только благодаря замечательному движению пожарных-волонтеров, которое зародилось в социальных сетях. Совершенно без участия властей были организованы обучающие семинары. Интернет сработал на полную. Вы хотите стать волонтером? Наберите http://community.livejournal.com/pozar_ru/. Ищете информацию о том, как оказать или получить помощь? Наберите www.doctorliza.ru. Ищете карту пожаров? Наберите http://russian-fires.ru.
«Здесь работают лесники, а также инженеры, акробаты, кинорежиссеры, студенты философского факультета», - рассказывает в своем блоге Анна Баскакова. Девушка руководит сетью волонтеров, которая занимается помощью погорельцам и импровизированным пожарным. Ее квартира превратилась в склад лопат, сапог и масок. Ее критическое письмо Сергею Шойгу, господину «Природная катастрофа» российского правительства, широко разошлось по сообществу блоггеров.
В другом письме, адресованном Сергею Шойгу, группа пожарных спрашивает, какое существует лучшее оборудование противопожарной защиты. Они готовы купить его за свои деньги. Министр не ответил. Зато публично раскритиковал информационный сайт Рослесозащиты, в результате чего тот был закрыт. 11 августа на этом сайте появилась информация о том, что в июле горело около 4 000 га зараженных радиацией земель, в частности, в Брянской области, также пострадавшей в 1986 году после взрыва на Чернобыльской атомной электростанции. Эта информация противоречила версии, представленной подведомственными Шойгу службами.
Сталкиваясь со всеобщим цинизмом, россияне смеются. Вся Москва издевается над своим мэром, Юрием Лужковым. В то время, когда жители города задыхались от токсичного дыма, мэр был в отпуске в своем австрийском шале и вернулся в столицу только 10 августа, чтобы встретиться с Владимиром Путиным, а потом нанести визит ... своим пчелам.
Комментарии
Комментарий удален модератором