Рома купил «Челси», а «Газпром» — «Рому»

На модерации Отложенный

«Южный поток» тянется к итальянскому футбольному клубу.

Несмотря на кризис, госмонополия не собирается отказываться от наращивания непрофильных активов. Вслед за российским клубом «Зенит» и немецким «Шальке» «Газпром» рассчитывает пополнить свою футбольную коллекцию трехкратным чемпионом Италии «Ромой».
Итальянцы надеются, что богатый «Газпром» вытащит бедную «Рому» из долговой ямы. Однако, возможно, их ждет разочарование: российский газовый гигант управляет своими футбольными активами по-разному. В то время как питерский «Зенит» купается в золоте, позволяя себе тратить на укрепление состава команды по 20—30 млн долларов за одного футболиста, немецкий «Шальке-04» еле-еле сводит концы с концами.

«Рома» погрязла в долгах, из-за чего ее прежний владелец, нефтяная компания Italpetroli, была вынуждена выставить клуб на продажу. 49 процентов акций получил кредитор — банк «Юникредит», на оставшийся пакет претендуют сразу несколько инвесторов: арабский фонд «Аабар», римские семьи Анджелуччи, Анджелини и российский «Газпром».

Сумма потенциальной сделки держится в секрете. Но она, по оценкам экспертов, будет никак не меньше 250 млн евро. До недавнего момента фаворитом в гонке за владение «Ромой» итальянские СМИ считали арабскую компанию, которая рассчитывала закончить все формальности по приобретению клуба до конца августа. Но «Газпром» спутал все карты.

В пользу того, что наиболее вероятным покупателем «Ромы» станет все-таки российская госмонополия, как считают аналитики Италии, говорит два фактора. Прежде всего в отличие от конкурентов газовый гигант не привык сдерживать себя в тратах. Решаясь на ту или иную покупку, «Газпром» зачастую руководствуется не экономической выгодой, а некими имиджевыми вопросами.

Это хорошо видно на примере «Шальке-04». Несколько лет назад, пытаясь выйти на германские рынки в рамках проекта «Северный поток», российская монополия стала титульным спонсором немецкого клуба. Сложно судить, принес ли этот шаг какие-то дивиденды в плане продвижения Nord Stream, — как-никак строительство газопровода и без того лоббировалось на самом высоком уровне, но мировую славу не стесненного в расходах гиганта, который по одной только прихоти руководства готов тратить любые деньги на любые цели, «Газпром» приобрел.

Кроме того, большим подспорьем для российских инвесторов в борьбе за «Рому» являются и прочные политические связи с правительством Италии, не без поддержки которого Россия реализует проект «Южный поток». Ради укрепления этого партнерства Москва готова на многое.

Стоит напомнить, что совсем недавно «Газпром» вел переговоры с владельцем команды «Милан» Сильвио Берлускони о приобретении 30 процентов акций клуба.

Итальянский президент является страстным поклонником футбола и на протяжении многих лет вкладывал в свое детище баснословные деньги. Однако кризис заставил его задуматься о продаже доли «Милана».

По слухам, сделку лично курировал премьер-министр России Владимир Путин, который был готов помочь своему давнему другу поправить финансовое состояние. Покупка, правда, не состоялась — недовольные планами Берлускони болельщики выступили с открытым протестом, что стало угрожать его политической карьере.

Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

Прежде всего я бы не воспринимал эту информацию как факт. Ничего еще не решено, ничего не ясно. Про «Рому» ходит много всяких слухов, ее и разным русским компаниям не раз сватали, а «Нафта-Москва», говорят, прямо-таки уже почти купила ее несколько лет назад. Финансовое положение клуба аховое, как, впрочем, почти у всех итальянских клубов сегодня. Что говорить, если даже итальянский посол в Москве недавно на страницах «Спорт-Экспресса» открыто обратился к российским бизнесменам с просьбой купить «Рому», за которую Чрезвычайный и Полномочный страстно болеет.

Но может ли все-таки «Газпром» купить эту команду? Может. Будет ли это решение политическим? С российской стороны — безусловно. «Газпром» — это наша надежа, наша витрина и большая дубина. Крупные сделки «Газпрома» без одобрения высшего руководства невозможны. Покупка футбольного клуба с финансовой точки зрения не столь затратна, потому что для такой фирмы 250 млн евро — это немного. Но если учесть звучность актива, то, конечно, дело можно назвать государственно важным.

Можно ли рассчитывать на политическую поддержку в Италии — в смысле, на Берлускони? Я не уверен. Потому что Берлускони сам тот еще футбольный сумасшедший. «Рома» прежде всего конкурент его обожаемого «Милана», а для любого итальянца все политические и прочие выгоды отступают на второй план, если речь идет о любимом клубе. Хотя и мешать сделке Сильвио не станет. Да и не так это просто сделать в какой-никакой, а все ж таки демократической стране.

Является ли покупка «Ромы» имиджевым проектом? Тоже безусловно. Престижно иметь отношение к знаменитому клубу. Но речь идет не только о престиже. «Газпрому» важна поддержка проекта «Южный поток», а кроме того, ему важно не просто качать газ в Европу, но и завладеть распределительными сетями. Именно с этой целью когда-то вкладывались деньги в немецкий «Шальке». (Кстати, хочу заметить, что «Газпром» не является владельцем этой команды, он лишь крупнейший спонсор. Владеть «Шальке» ему местный закон не позволяет.) Компанию должны знать простые потребители газа и бензина. А в Италии, где футбол — это нечто почти религиозное, лучшей рекламы, чем футбольная реклама, быть не может.