Приватизированный бюджет
На модерации
Отложенный
Масштабная продажа акций госкомпаний сведет казенную недостачу к нулю
Сегодня правительственная комиссия по бюджетным проектировкам, а завтра, возможно, и правительство в целом должны одобрить подготовленные Минфином основные направления бюджетной политики в 2011—2013 годах. Кабинету Владимира Путина придется пройти между Сциллой быстро приближающихся выборов в Госдуму и президента, что, как правило, более чем затратно, и Харибдой ликвидации к 2015 году дефицита федерального бюджета, угрожающего банкротством всей стране. Однако и эту сверхсложную задачу можно решить. И даже в пользу тех или иных бизнес-группировок.
Выход из кризиса не менее опасен, чем провал в него. Недавно в “Большой двадцатке” спорили, когда нужно увеличивать процентные ставки центробанков, чтобы не перегреть восстанавливающиеся экономики. А затем Евросоюз накрыла самая настоящая вторая волна кризиса, вызванная серьезными долговыми проблемами национальных бюджетов. Южный фланг ЕС чуть было не стал банкротом. Но пока вроде бы пронесло. А все потому, что финансовые власти Евросоюза правильно определили самую слабую зону — неожиданно высокие (10% и более ВВП) бюджетные дефициты в ряде стран. И не только южной зоны. Такая же картина и в Великобритании. Министры финансов ЕС, а также Международный валютный фонд (МВФ) предписали всем срочно вернуться в Маастрихтские соглашения — дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП. И, надо отдать должное, страны еврозоны бросились выполнять эти предписания: никто не хочет быть банкротом.
G20 также предписала всем своим членам проводить так называемую финансовую консолидацию. Другими словами, сокращать изо всех сил главного врага экономического подъема — бюджетные дефициты. Хотя здесь можно и перестараться, оставив экономику на голодном пайке. После чего никакого роста может и не быть. Но на то и существует искусство экономической политики.В России ситуация с бюджетным дефицитом не столь остра. Вначале помогли Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а затем стали расти цены на нефть. В результате если в прошлом году дефицит федерального бюджета составлял почти 6% ВВП, то в этом — максимум 5,4%. Однако в Бюджетном послании президента предписано дефицит федерального бюджета уменьшить минимум в два раза к уровню 2009-го, то есть до 3% ВВП. Глава Минфина Алексей Кудрин готов план перевыполнить — до 2% ВВП к 2013-му, а к 2015-му вернуться к бездефицитным бюджетам.
Приблизительно то же самое в ЕС собираются сделать исключительно за счет затягивания поясов: роста НДС, налога на прибыль и сокращения социальных программ, включая увеличение возраста выхода на пенсию.
В России это невозможно в принципе. В декабре 2011 года запланированы выборы в Госдуму, весной 2012-го — президента. Кто же в ясном уме и твердой памяти будет сокращать зарплаты и пенсии? И хотя Алексей Кудрин не устает повторять, что на пенсию придется уходить на пять лет позже, сам же и оговаривается, что это придется решать окончательно через те же пять лет.
Но не стоит недооценивать ведомство Алексея Кудрина. Там придумали, как уполовинить дефицит, не сокращая социальных расходов.
Выхода по большому счету два. Первый — повышение таких налогов, которое избиратели переварят без особых эксцессов. Второе — приватизация привлекательных госактивов. Впрочем, в последнем случае речь может идти не столько о бюджетных деньгах, сколько о не слишком дорогом гешефте.
Впрочем, не стоит забывать о ценах на нефть. В этом году подорожавшее сырье уже существенно сократило дефицит бюджета и спасло остатки Резервного фонда. По оценке Кудрина, в фонде к началу 2011 года вполне может остаться около 400 млрд. рублей. Правда, так Кудрин считал месяц назад — до масштабной засухи, которая может внести серьезные коррективы в валютные запасы.
Как найти триллион рублей
В ведомстве Алексея Кудрина не устают повторять: “Крайне нежелательно повышать налоговую нагрузку на экономику, как это делают в Евросоюзе”. Справедливые слова. В противном случае рост ВВП захлебнется. А кого же можно дополнительно обложить налогами? Минфин предлагает с согласия уже и остальных ведомств заставить раскошелиться две основные категории потребителей: автолюбителей и курильщиков, и три группы производителей: газовиков, нефтяников и “цветных металлистов”. Правда, налоговая нагрузка на них будет разной.
Начнем с любителей табака. Им придется нелегко. По предложению Минфина в течение ближайших трех лет ставки соответствующих акцизов будут повышать на 30—40% больше запланированного в Налоговом кодексе роста. Сейчас в розничной цене пачки сигарет акциз не превышает 27%, тогда как в большинстве европейских стран он доходит до 70%. Так что не только дефицит бюджета требует дополнительных табачных сборов, но и Всемирная организация здравоохранения. Судя по всему, в 2013 году самая дешевая пачка сигарет будет стоит не меньше 200 рублей, а бюджет, в свою очередь, с курильщиков дополнительно получит, по расчетам Минфина, в 2011 году — 20,1 млрд. рублей, в 2012-м — 35 млрд., в 2013-м — все 50 млрд. Как говорится, и легкие будут целы, и казна полна.
Еще по 1,5—2 млрд. рублей в год соберут с пользователей воды — будут увеличены и водный налог и водные сборы. В жару это актуально.
Не слишком повезет и владельцам авто. Алексей Кудрин вначале предлагал повысить топливный акциз на 3 рубля/литр, а транспортный налог уничтожить вовсе. Но через механизм транспортного налога предоставляются многочисленные льготы ветеранам и т.д. В результате предложена другая схема: ставки топливного акциза в течение трех лет растут на 1 рубль/литр по отношению к зафиксированным в НК. При этом акциз на дизтопливо подрастает быстрее бензинового. По расчетам Минфина, например, в 2011 году акциз с тонны бензина 3-го экологического класса (напомним, что октановые числа в будущем году отменят) составит не 4202 рубля, как по нынешней ставке, а 5672 рубля. Казна просто захлебнется от бензиновых денег. Дополнительные доходы в 2011 году составят 80 млрд. рублей, в 2012-м и 2013-м — по 105 млрд. рублей. Серьезные суммы. Не совсем понятно, почему в нефтедобывающей стране бензин будет стоить так дорого. Тем более что повышение цен на бензин неизбежно ударит и по экономическому росту. Но в Минфине пытаются оправдаться тем, что предложили серьезно снизить ставки транспортного налога.
Регионам, в бюджет которых он и идет, федеральное правительство предложит радикально — в два раза — снизить его среднюю ставку, а владельцев машин с двигателем до 150 л.с. вообще от него освободить. В Минфине популярен анекдот: “От акцизной реформы выиграют владельцы 150 лошадей, держащие их в конюшне впроголодь!” Ну а губернаторам и Минтрансу на сладкое предложили заменить транспортный налог с грузовиков на сбор за проезд большегрузов по федеральным и местным трассам (по ставкам не ниже транспортного налога).
И самое главное. В Минфине уверены, что повышение топливных акцизов не вызовет резкого роста бензиновых цен, хотя акциз в розничной цене уже превышает 20%. Видимо, надеются на ФАС.
С производителей цветных металлов спросят уже не так много. В 2011 году экспортная пошлина на медь будет увеличена до 10% от таможенной стоимости. Никель будет облагаться по более сложной схеме — от 0 до 30%. Самая большая ставка будет взиматься с мировой цены, превышающей $20 тыс. с тонны. Это в 2013 году даст еще 15 млрд. рублей.
Наконец, чтобы никому не было обидно, Кудрин предложил увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для газовиков в 2011 году на 61%. Затем он должен индексироваться, исходя из темпов инфляции (6% — в 2012-м, 5,4% — в 2013-м). Рост доходов казны: 2011 год — 51 млрд. рублей, 2012-й — 60,4 млрд., 2013-й — 69 млрд. Фактически это уже согласованное решение всего правительства. Все ведомства, особенно Минэкономразвития, согласны. А, по неофициальным данным, в воскресную ночь с 18 на 19 июля на совещании в Ново-Огареве с этим согласился даже Владимир Путин, несмотря на яростное сопротивление вице-премьера Игоря Сечина. Сейчас газовый НДПИ составляет всего лишь 147 рублей с тысячи кубов. Для сравнения: базовая ставка нефтяного НДПИ — 419 рублей с тонны. Но еще умножается на различные коэффициенты. В результате в первой половине этого года, по данным Росстата, поступление НДПИ достигло 665 млрд. рублей (в 1,7 раза больше, чем в 2009 году). Но “Газпром” из этой суммы выдал всего лишь 42 млрд. рублей. Остальные деньги дали нефтяники. Напомним, что в 2007 году Кудрин предлагал увеличить газовый НДПИ вообще в 5 раз. Но даже прибавка в 61% сильно напугала “Газпром”. По мнению руководства газовой монополии, это полностью остановит ее инвестиционные программы. Но, видимо, “Газпрому” все же придется пойти на жертвы. Тем более что нефтяной НДПИ также будут индексировать согласно темпам инфляции, но с лагом в 0,5% по сравнению с газом. Кроме того, ставки экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицируют. В 2013 году единая ставка составит 60% от ставки сырой нефти. Допдоходы — 147 млрд. рублей в 2013 году.
Общий итог. Все эти меры в случае их полного одобрения правительством и президентом принесут в бюджет следующие суммы: в 2011 году — более 200 млрд. рублей, в 2012-м — 370 млрд., в 2013-м — от 440 до 500 млрд. То есть за три года — под 1,1 трлн. рублей. От дефицита в общей сложности отщипнут сумму в 1,3% ВВП. Это немало, но и недостаточно, так как в этом году дефицит федерального бюджета, если нефть не подорожает еще больше, может составить 5,4% ВВП, на будущий год планируют 4%, а в Бюджетном послании Дмитрия Медведева от 29 июня предписано сократить дефицит к уровню 2009 года минимум в два раза, то есть до 3% ВВП. В Минфине намерены перевыполнить план — довести дефицит в 2013-м до 2% ВВП. Так что придется искать еще дополнительные источники пополнения казны.
Как найти еще один триллион рублей
По сообщению агентства Reuters, в Минфине уже придумали, где найти еще почти $30 млрд. Для этого на продажу предлагается выставить госпакеты акций 10 крупных стратегических предприятий: “Транснефти” (27,1%, у государства сейчас 78,1%), “Роснефти” (24,16%, сейчас — 75,16%), Внешторгбанка (24,5% и 85,5%), Сбербанка (9,3%, сейчас 60,3% принадлежат ЦБ), ОАО “РЖД” (25% минус одна акция, сейчас 100% у государства), Федеральной сетевой компании (28,11% и 79,11%), “РусГидро” (9,38% и 60,38%), Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (49% и 100%), Россельхозбанка (49% и 100%), “Совкомфлота” (25% минус одна акция, 100%).
Приватизировать их предлагается постепенно. Последними на продажу выставят РЖД (нужно дождаться окончания реструктуризации дочерних компаний) и АИЖК. Если все пройдет как задумано, то бюджет дополнительно получит более 886 млрд. рублей. А государство оставит у себя контрольные пакеты акций (51%) у семи компаний, 50% госакций останется в ФСК. А в РЖД и “Совкомфлоте” государство обеспечит себе квалифицированное большинство — 75% плюс одна акция. Возможно, тоже самое будет и с ФСК. Во всяком случае, министр экономического развития Эльвира Набиуллина считает, что не стоит торопиться с масштабной распродажей естественной электрической монополии.
Интересно, но первым продать акции Сбербанка, принадлежащие ЦБ, в мае этого года предложил первый зампред Банка России Сергей Голубев. Правда, сделал он это в неофициальной обстановке — во время лекции, прочитанной петербургским студентам в ходе традиционной банковской недели. Голубев тем самым намерен ликвидировать конфликт интересов: как ЦБ проверять Сбербанк, если последний принадлежит первому? Был небольшой скандал. Но в принципе руководство ЦБ сделать это не против. Вопрос в другом — кому разрешат купить. Если Росимуществу, то конфликт интересов будет ликвидирован, но бюджет ничего не получит. В случае свободной продажи 9,3% акций Сбербанка казна деньги выручит. Но кому нужны дорогие акции без перспектив оказания влияния на принятие решений? Даже если покупатель сосредоточит в своих руках не менее 10% акций, в лучшем случае он проведет в совет директоров “Сбера” одного своего человека, но это мало что решит.
Другое дело — “Транснефть” и “Роснефть”. Здесь уже можно набрать блокирующие пакеты. То же и в ФСК. В этом случае сейчас продавать госпакеты акций не так уж и выгодно Рынок пока на подъеме, а не на вершине. Таким образом, всю грандиозную распродажу затеяли не столько ради наполнения казны, сколько ради относительно дешевых приобретений крупных пакетов акций сырьевых госкомпаний. В преддверии выборов-2012 интересно будет узнать, кто станет крупнейшим частным совладельцем государственных стратегических компаний. И, соответственно, главным спонсором того или иного кандидата.
Комментарии