Где 11-й шпион?

На модерации Отложенный

Он сумел сбежать. И избежать упоминаний

 

Кристофер Метсос

Премьер Путин высоко оценил усилия великолепной десятки на службе родине. «Судьба у этих людей очень тяжелая, у каждого из них, — сказал премьер, — только представьте: во-первых, нужно освоить язык на уровне родного, думать, говорить на нем, выполнять в том, что предписано заданием в интересах своей Родины…  подвергая каждодневной опасности себя и своих близких, которые даже не знают, кем вы являетесь и на кого вы работаете».

Эти похвалы выглядят несколько преувеличенными, даже по поводу языка. Правнучка Никиты Хрущева, которая была в Нью-Йорке научным руководителем Ричарда Мерфи, — он же Владимир Гурьев, никогда, по ее словам, не могла понять, почему аспирант с заметным русским акцентом называет себя Мерфи и утверждает, что он родом из Филадельфии.

Что же касается заданий — это уж точно поэтическое преувеличение. Задание красавицы Анны Чепмен, проводившей время с богатыми ухажерами в ночных клубах, судя по всему, заключалось в том, чтобы кто-нибудь вливал деньги в ее бизнес. По случайному совпадению, получательница этих щедрых вливаний была, похоже, дочерью высокопоставленного российского разведчика — сослуживца Сергея Иванова.

«Уверен, что они будут работать на достойных местах», — подчеркнул Путин. Учитывая предложение сниматься в порнофильмах, которые сделала Анне Чемпен компания Vivid Entertainment, в этом можно не сомневаться. А вот петь с г-жой Чепмен «С чего начинается Родина» — дело стремное. Судя по ее первоначальному намерению жить после высылки в Великобритании, для г-жи Чемпен родина начинается с чего-то, о чем в этой песне не поется…

Впрочем, самое важное другое: кто выдал шпионскую сеть (если, конечно, они не выдали себя сами своим качественным английским).

На эту тему Путин тоже сказал: «Это результат предательства, а предатели всегда плохо кончают».

Путин встречался со всеми десятерыми. То есть среди них, получается, предателей нет. Никто из сотрудников дипмиссий, которые теоретически могли выдать великолепную десятку, тоже в последнее время не перебегал в США.

В СМИ называлось имя человека, который мог выдать горе-агентов, — это перебежавший к американцам в 2000 году замрезидента российской разведки в Америке Сергей Третьяков. Биограф Третьякова Питер Эрли, однако, уверяет, что Третьяков об этих людях ничего не знал, да и если бы знал, то вряд ли наша разведка оставила бы в США резидентуру, которую может сдать перебежчик…

Между тем есть еще один человек — самая значительная фигура в шпионском скандале, в отличие от десятерых клоунов. О нем почти не говорят — ни в России, ни в США, — и именно этот человек находился в идеальной позиции для того, чтобы выдать всех остальных.

Я говорю о человеке, который пользовался именем Кристофер Метсос. Согласно официальной версии, ему удалось уехать из США на Кипр, там он был арестован и отпущен под подписку о невыезде, после чего исчез. Удачное бегство Метсоса кажется очевидным провалом американцев. А если предположить, что это все дымовая завеса? Что именно Метсос — самый серьезный агент — и был тем предателем, который сдал всю сеть? Что именно через него много лет в Москву поступала дезинформация (разумеется, более серьезная, чем соображения десяти комедиантов насчет внешней политики Обамы). Что, в конце концов, Москва заподозрила двойную игру, и именно это подтолкнуло ФБР к арестам. А Метсос уехал на Кипр, где была устроена комедия с выпуском его под подписку, — и тут же вернулся в Штаты, где и сидит сейчас на дебрифинге в ожидании получения другого имени, фамилии и пр.?

Во всяком случае, такая версия объясняет, почему никто не задает вопросов ФБР: как же вы упустили самого главного шпиона? Она также объясняет, почему Россия, хотя бы анонимно, со ссылками на «доверенные источники», не рассказывает о бегстве Метсоса. Ведь это единственная часть этой истории, в которой России было бы чем гордиться.