Кормление лосят и катание байкеров
На модерации
Отложенный
Прогнозы аналитиков по поводу выдвижения кандидатов на пост президента в 2012 году обычно строятся исключительно на том, как вальсируют друг с другом башни Кремля. Это изрядно сужает анализ мотивов основного кандидата, от решения которого и будет зависеть выбор страны.
Ключевой вопрос выглядит так: чего может хотеть человек, фактически управляющий большим фрагментом человечества десять лет?
Политические разводки и интриги, рокировки и гамбиты – все это, право, мелко для властителя, который сделал себя источником неколебимого консенсуса, и может, в общем-то, позволить себе теперь все, что ни захоти. Возня квазиполитических квазисил дает занятие и заработок придворным, и в этом ее основное назначение: чтобы они были вроде как при деле. Когда человек всесилен, для выявления ключевых решений надо смотреть не на политическую борьбу, которой все равно нет, а на его желания. В чем его личный кайф?
ЖЕЛАНИЯ НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА
Слава богу, Владимир Путин – натура по-своему артистическая, и он постоянно выпускает в журналистский прокат сценические постановки, немного проливающие свет на природу его удовольствия. Стоит выстроить эти высочайшие перфомансы в последовательные ряд, и станет понятно, что да, 10 лет планетарной значимости не могли не изменить сознание лидера и его представление о допустимости проявления желаний.
Поперву желания были чуть ли не мальчишескими: полетать на истребителе, поплавать на подводной лодке, поуправлять запусками ракет.
Юэн Макгрегор, исполнивший в свежих сериях «Звездных войн» роль магистра Обивана Кеноби, как-то сказал, что сбылась его детская мечта: он стал настоящим джедаем с настоящем световым мечом. Невероятно. Ведь когда вышли первые серии про «далекую-далекую галактику», Юэн, как и миллионы мальчишек, играл в джедаев. Они и забыли, а он – стал. Это ли не чудо, которое судьба дарует единицам?
Кремль – тоже фабрика грез. Правда, только для его обитателей. Ты реально можешь полетать на боевом самолете, если захочешь. В принципе, можно стать и космонавтом. И даже пожарником.
Но, конечно, полет в истребителе наполнен и высоким государственным смыслом. Национальный лидер в антураже грозной боевой техники – это важное послание. Поэтому, кроме сбычи мечт, демонстрация таких желаний была вполне обыденным политическим пиаром.
Но что-то подобных выступлений давненько не было, верно? Владимир Путин посидел еще немного за рулем комбайна и «Нивы», а потом его личные перфомансы были перенесены на пленэр. Рыбалка на дикой алтайской речке, лечение амурской тигрицы, замер белой медведицы, кормление лосят, катание байкеров (которых даже и усыплять не пришлось) – все эти акции отошли от стандарта показной державности. Они стали более личными. В них прямо вопиет индульгенция личному желанию. Теперь даже можно и со знаменитой на весь мир рыжеволосой разведчицей спеть.
ВЛАСТЬ НА СЛУЖБЕ ЖЕЛАНИЙ
Логично, что если все уже достигнуто, то и символичность акций утратила занудно-прикладной, демонстративно-государственнический характер. Можно уже не только для дела, но и для души.
Когда только достиг вершины власти, то первым делом, конечно, самолеты. А в пору зрелой мудрости общение с лосенком таит (и демонстрирует) гораздо больше высшего смысла, чем управление железяками.
С железяками-то любой президент-первогодок управится. Настоящий мастер силы общается с гармониями напрямую. И он может позволить себе больше личного, интимного, он не так скован формальными требованиями государственнического символизма.
Большая смелость в обнажении личных желаний, перенос желаний в сферу гармонии, а не угроз, – все это очень логично для десятилетнего всесилия. Не стоит забывать и о возрасте.
Такой ракурс позволяет по-другому взглянуть на перспективы 2012 года.
Первый срок лидер ставит себя среди своих, которые еще нагло считают себя ровней. Поставил, разогнал, подчинил. Второй срок надо ставить себя среди чужих. Тоже сделано: Владимир Путин – не просто старослужащий среди планетарных лидеров, он – действующий лидер. Многие из его призыва, типа Герхарда Шредера, занимают теперь почетные должности. А он все еще в строю, и конца срокам не видно.
Чего хотеть Путину? Какие-такие неизведанные им формальные признаки власти могут дать больше удовольствия, чем кормление лосенка или предводительство в байкерской стае?
АНТИЧНАЯ ДРАМА: ДОЛГ ПРОТИВ ЧУВСТВА
Сложившаяся в России политическая конфигурация сохраняет все возможности нацлидерства. Механизм контроля власти, о котором, возможно, знают два-три человека на планете, работает без сбоев. Преемник занимается инновациями, а ключевые вентили власти – нефтегазовые вентили – в надежных руках.
Есть небольшая опасность, что второй срок преемника породит некоторые риски отдельной игры. Поэтому самое логичное решение – выдвигать третьего кандидата на свой четвертый срок, наградив отработавшего третий срок второго кандидата каким-нибудь высоким постом, типа главы Конституционного суда. И тогда ничто не будет отвлекать от роскоши общения с лосятами и тигрицами при полном сохранении политического статус-кво. В этой логике наблюдателям надо угадывать именно фигуру третьего кандидата, который будет встроен в вертикаль проверенным способом. И искать новые штампы вместо «тандема». «Триада» – не подходит. Зарезервирую пока за собой «триумвират».
Однако под этот умиротворяющий сценарий подложена, наверное, досадная по нынешнему восприятию закладочка. Из прежней парадигмы полетов на истребителе и захвата лидерства тянутся обязательства по Олимпиаде. Для того, чтобы стать на период Олимпиады королем мира, надо быть формальным главой государства. Зря, что ли, лично сочинскую заявку пробивал. Там свои кайфы, в политическом смысле предельные и никаким другим способом, кроме предводительства на всепланетном празднике, не реализуемые.
По сути, вот главный выбор 2012 года. Собрать под свою руку мировых лидеров и через них возглавить на время Олимпиады планету – для этого нужен формальный статус главы государства. Или же наслаждаться гармонией всевластья без формальной суеты, выдвинув во фронт очередного преемника.
Если бы не Олимпиада, можно было бы уверенно прогнозировать перенос центра принятия решений в лесную глушь, ближе к природе, к лосятам. Мудрый властитель управится и без истребителя, лишь силой своего имени. Но долг есть долг, Олимпиада зовет. Центр принятия решений, видимо, вернется в Кремль.
Комментарии