Тень Горбачева над Приднестровьем
На модерации
Отложенный
Похоже, Кремль действительно начинает Перестройку-2, бросая союзников по СНГ в топку нового романа с богатыми странами Запада и Востока. В 90-х годах это объяснялось «демократизацией» и закончилось распадом СССР. Сейчас мотивируется «модернизацией» — и может закончиться распадом России.
Сегодня «Коммерсант» сообщил, что Россия уже второй месяц подряд не перечисляет финансовую помощь Приднестровью. В частности, на счет парламента ПМР не был перечислен ежеквартальный транш на выплаты пенсионерам. Объяснение – семья президента Приднестровской республики Игоря Смирнова крадет российские деньги.
Близкая к «Газпрому» газета напоминает, что еще зимой Кремль прислал Смирнову письмо с предупреждением о возможном прекращении финансирования республики, если нецелевое расходование средств будет продолжаться. Что готовится блокировка счетов приднестровского Газпромбанка, управляемого сыном Смирнова. И что Тирасполю хорошо бы, наконец, начать платить за российский газ.
Крупнейшие агентства сразу растащили статью на новости, но опровержений ни из Москвы, ни из Тирасполя не последовало.
Чем это может закончиться для ПМР, понятно. Республика в состоянии прокормить себя, но уже несколько лет находится в таможенной блокаде со стороны Молдовы, Украины и ЕС. В случае прекращения российской помощи она, при поддержке США и Евросоюза, будет поглощена Молдовой. А затем – Румынией, где считают целесообразным присоединение аграрной Молдовы только вместе с промышленным Приднестровьем. Условия в Кишиневе для этого уже созрели.
Чего же добиваются в Кремле?
Независимость Приднестровья как геополитического плацдарма РФ никогда не была священной коровой для ее правящего класса. Первую попытку избавиться от ПМР Москва предприняла перед последними президентскими выборами в Кишиневе. Российские владельцы приднестровских заводов взяли тогда курс на объединение ПМР с Молдовой под гарантии сохранения своей собственности со стороны Владимира Воронина. Тогда же с Молдовы было официально снято винное эмбарго.
Однако Воронин проиграл, к власти в Кишиневе пришли унионисты и объявили Москву врагом №1. В Кремле попытались сделать хорошую мину, но государственные СМИ РФ резко «забыли» о Молдове и подхватили тему румынской экспансии на Украине, а главсанврач Онищенко снова заговорил о качестве молдавского вина.
На фоне смены власти в Киеве все это создало объективные предпосылки для усиления поддержки ПМР Москвой. Совместное заявление Дмитрия Медведева и Виктора Януковича по Приднестровью породило робкие ожидания снятия блокады. И вдруг – угроза блокады финансовой.
Мотив воровства семьи Смирнова не выдерживает критики. Воровство в Южной Осетии не мешает Москве поддерживать республику. Невыносимая коррупция на Северном Кавказе не мешает Кремлю вливать туда миллиарды и с почетом принимать главных воров. В России воруют везде, и уж российскую элиту это точно не должно сдерживать. Да и США легко мирятся с воровством сателлитов по принципу «сукин сын, но наш». Почему же Москва именно сейчас душит Приднестровье, уподобляясь унтер-офицерской вдове?
«Россия пытается поддержать оппонентов Смирнова на грядущих парламентских выборах в республике, чтобы просто обеспечить там более лояльную власть», — предполагает главред приднестровской «Новой газеты», политолог Андрей Сафонов.
«Думаю, на фоне событий в Молдове Кремль все же не оставит союзников без помощи», — надеется он.
Но в чем заключается нелояльность Смирнова, остается неясным. Да и инструмент для такого случая выбран явно избыточный.
«Кремль публично нападает на президента Приднестровья по той же причине, что и на президента Белоруссии, — уверен директор минского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. – Идет тотальная информвойна, которую нельзя объяснить локальными причинами. Если в случае с Лукашенко речь еще может идти о попытке его смещения в духе «нового империализма», то в случае со Смирновым — нет».
Шевцов полагает, что в России началась «новая перестройка». «Дмитрий Медведев на встрече с дипкорпусом не случайно объявил, что отныне жесткий приоритет России – партнерство с США, ЕС и богатыми странами Юго-восточной Азии, — напоминает он. – В последние месяцы Россия резко снизила свое влияние на постсоветском пространстве. Она отказалась от роли арбитра в Киргизии, фактически отдав эту роль США и ЕС. Союзного государства с Белоруссией фактически нет – есть Таможенный союз трех стран, как инструмент торга России с ВТО. На ОДКБ после отказа помочь Киргизии тоже можно поставить крест. Россия сбрасывает союзников по СНГ, как был сброшен Советский Союз».
Цена «перезагрузки» отношений с США действительно вызывает вопросы, и вряд ли ее причины сводятся только к нужде в западных деньгах и технологиях. Войти в Запад хоть тушкой, хоть чучелком, вместе со страной или по отдельности — остается задачей-максимум российкой элиты. Но делиться высокими технологиями с Россией Запад отказывается, а российские чиновники и бизнесмены остаются легкой добычей западных спецлужб и борцов с отмыванием денег. Мало того, шпионский скандал и, возможно, история с Плетневым показывают: в США набирает обороты новый маккартизм. В этих условиях российские элитарии продолжают торговаться, поднимая ставки. Не исключено, что Приднестровье — один из лотов.
Признаки невероятной, казалось бы, «Перестройки-2» эксперты видят в России все чаще, причем не только отечественные. Пару недель назад в рамках традиционных «Русских чтений» в Общественной палате прошла лекция известного политолога из Калифорнии, специалиста по России Майкла Урбана. Тема – горбачевская Перестройка и распад СССР в сознании либеральной части российской политэлиты. Если верить профессору Урбану, отношение к Перестройке у элиты сложное, но однозначного осуждения она не вызывает.
Мало того, и г-н Урбан, и видные российские политики, сидевшие в зале, не исключили Перестройки-2. Утешает лишь фраза, которой прокомментировал ее вероятность редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования, член Общественной палаты Валерий Фадеев: «Не дай бог!».
Комментарии
Власти же "мутят" и преследуют свои цели, не имеющие никакого отношения ни к целям России, ни народа. Ситуация с Беларусии более близка.
Здесь власти труднее "мутить". Много сочувствующих Лукашенко.