Спихни его

На модерации Отложенный

Соединенные Штаты потеряли наивысший кредитный рейтинг, обвалившись сразу на две ступени – с AAA на AA. Помирая от жары в отпуске или на работе, этого почти никто не заметил.

А кто заметил – не принял всерьез: пьедестал подпилил не Standard & Poor’s и не Fitch, а малоизвестное китайское агентство Dagong. Однако же есть чувство, что это не дитя тешится, а новая реальность стучит в калитку.

Отдал журналистике около 15 лет, из которых семь проработал в Bloomberg, из них четыре – шефом московского бюро. Погружался в пертурбации рынков – от нефти до палладия, общался с китами индустрии – от Ходорковского и Мебиуса до лорда Брауна и Ники Оппенгеймера. Вглядывался в мир экономики так тщательно, что в конце концов провалился внутрь: в 2005-м перешел работать в Standard & Poor’s, в 2006-м – в J.P.Morgan. Дважды закончил МГУ, один раз (со степенью МВА) – Оксфорд. Сейчас занимается управлением частным капиталом в Женеве.

Агентство крупное для местного рынка, но присвоение суверенных рейтингов, да еще и сразу 50 странам, для него – первый опыт. На вершине рейтинга, с AAA и по внутренним, и по внешним долгам, – Норвегия, Дания, Люксембург, Швейцария и Сингапур.

Сам Китай получил АА+ по долгам в юанях и ААА в мировых валютах. США – АА, да еще и с негативным прогнозом (такой же рейтинг – у Саудовской Аравии, но у той хоть прогноз стабильный).

Россия, с рейтингом А, делит ступеньку с ЮАР, Малайзией и Эстонией. Испания, Италия и Бразилия по китайской версии бултыхаются внизу. Украина – третья с конца (В- по валютным долгам). Чуть лучше Пакистана и Эквадора.

Вообще по сумме китайцы дали девяти странам более высокий рейтинг, чем «большая тройка» (S&P, Fitch и Moody’s), и все эти девять стран – развивающиеся. Ниже, чем «тройка», они оценили 18 стран, из них 12 – страны первого мира (если относить к таковым и Грецию).

Первое движение души – отмести этот рейтинг как пропагандистскую атаку ЦК Компартии Китая. Дескать, это ответ на наезды американских рейтинговых агентств. Примерно так российский МИД в ответ на доклады Госдепа начинает исследовать положение с правами и свободами в США.

Как и «большая тройка», Dagong не обнародует формул, по которым считает и взвешивает факторы. Однако же факторов учитывается много, и выбраны они с умом.

Главными параметрами назначены два. Первый – «институциональная среда», то есть качество государственного и корпоративного управления. Второй – способность страны расплачиваться по долгам, реально производя богатство, а не перезанимая на рынке.

Вот этот параметр – способность зарабатывать, а не дешево одалживаться – как кажется, и отличает методику Dagong от «большой тройки».

Тогда понятно, почему США, Великобритания и другие съехали вниз (вызывает сомнения способность зарабатывать, а не занимать с помощью печатного станка), но съехали не до конца (развитые институты добавляют устойчивости). И также понятно, почему развивающиеся, вроде Бразилии и России, не поднялись до неба (экономика растет, но качество управления оставляет желать лучшего).

Новый рейтинг, ясно, тут же схлопотал от всевозможных критиков. Одни говорят, что само явление рейтингов померло, поскольку «большая тройка» проспала азиатский кризис 1997 года, российский дефолт 1998 года, коллапс интернет-компаний в 2000 году и тотальный мировой обвал последних трех лет. Так что нечего с ними состязаться. Как пел юный Шевчук, «не пинайте дохлую собаку: она не может вас уже укусить». И дополнительную ерунду плодить тоже нечего.

Другие настаивают, что не Китаю указывать на опасности и пузыри в мире: у самого качество роста неоднозначно. По оценке Fitch, китайские банки с января на самом деле раздали кредитов на 28% больше, чем по официальной статистике, и просто спихивают их за баланс, чтобы выглядеть здоровее. А неучтенные кредиты надувают цены на недвижимость и прочие активы.

Короче, указывают Китаю американские аналитики, «сам – пузырь». Возможно, в этом есть доля правды. Но валютные резервы в $2,45 трлн и торговый профицит свидетельствуют в пользу китайской устойчивости без лишних слов.

Все-таки – зачем Dagong выпустил этот рейтинг? Политическая составляющая тут наверняка есть. Хочется симметрично ответить на надоевшие попытки «белых братьев» лечить твой мозг. Собственно, агентство пишет об этом прямо: «Dagong не использует идеологию как критерий. Dagong проявляет храбрость, отвечая на вызов эпохи с чувством исторической ответственности».

Но при этом Dagong International Credit Rating Co. – успешный бизнес, и рейтинг для него – коммерческий продукт. Смысл рейтинга вообще – дать ориентир для определения цены долга на рынке. Несмотря на насмешки в адрес «большой тройки», их рейтинги продолжают влиять на решения инвесторов. Может быть, репутация китайской компании пока и недостаточно глобальна, зато вполне весома на местном и региональном рынке.

Именно Китай и окружающие азиатские страны всасывают и аккумулируют сейчас валюты и долги развитых стран. Рейтинг Dagong – шанс услышать, что они на самом деле думают. И не остывает ли их аппетит.