Вперед, в 1972-й! Об уроках политико-климатических совпадений
На модерации
Отложенный
Американцы подарили Брежневу в 1972-м шикарный автомобиль, а в 2010-м Медведеву — продвинутый гаджет.
Замзав международного отдела ЦК Анатолий Черняев 22 июля 1972 года записывает в своем дневнике: «Все время стоит жара — около 30. Телесиноптики сообщают, что такого не было за все время метеослужбы в России». 8 августа: «Опять день за днем по 35-36. Кроме того, где-то возле Шатуры горит торф и вся Москва (и Подмосковье) — в синей пелене дыма». В родном Центральном комитете знают то, что неведомо всем остальным гражданам: сгорели урожаи в нескольких областях, где-то — на сто процентов, скот гибнет от голода…
Шли годы. Смеркалось. Наступил новый 72-й — лето 2010-го. По оценкам Минсельхоза, погибла пятая часть посевов, чрезвычайная ситуация объявлена во многих регионах России. Только в отличие от 1972 года невидимая рука рынка обеспечит трудящихся хлебом — катастрофы с урожаем не будет, в том числе за счет Сибири, есть и запасы зерна. Между тем 38 лет назад Советскому Союзу пришлось закупать зерно, но сделали это тогдашние советские агрочиновники с феерическим изяществом — события того подернутого дымкой пожаров лета вошли в историю то ли СССР, то ли США как «большое зерновое ограбление» (Great Grain Robbery).
Договоренности о закупках зерна были достигнуты еще во время исторического визита Ричарда Никсона в Москву в мае того же года — с этой «точки» принято отсчитывать историю разрядки, поскольку был заключен договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). А вот в июле начался настоящий переговорный покер: советская сторона попросту «развела» американцев. Товарищам из Экспортхлеба и Минвнешторга удалось скрыть реальные потребности Советского Союза в зерне. Оно закупалось сразу у нескольких продавцов по максимально низким ценам. Даже мудрый советник президента по национальной безопасности Генри Киссинджер не мог предположить, что СССР закупит зерна на миллиард долларов по субсидированным ценам вместо 150 миллионов, как ему казалось поначалу. Зерновые запасы Америки на корню и по дешевке скупили Советы. В результате в США подорожал хлеб, причем в год выборов.
Любые исторические параллели условны, но почему-то жара-1972 и баня-2010 схожи и по климатическим параметрам, и по политическим. Тогда потепление в отношениях с Соединенными Штатами, сегодня — тоже.
В те времена главы государств наладили личные контакты, ныне — та же история. Только Брежневу дарили шикарный автомобиль, а Медведеву — продвинутый гаджет. Правда, трудно себе представить, что президент России повезет охотиться на кабанов в Завидово госпожу государственного секретаря Клинтон, как это сделал Леонид Ильич, пытавшийся всучить в мае 1973 года ружье ошалевшему Киссинджеру, который к тому времени уже стал госсекретарем. Зато вполне можно сопроводить ее в замок Майендорф — он круче завидовской дачи, которая показалась американским гостям дворцом.
А степень доверительности в отношениях действительно оказалась сравнимой. Дошло однажды до того, что Генри Киссинджер (обещаю, что в последний раз упоминаю его в колонке) попросил легендарного переводчика Виктора Суходрева надиктовать своей секретарше Жюли Пино перевод советского меморандума по переговорам мая-72. «Виктор, могу ли я доверить вам эту девушку?» — кокетничал помощник президента в помещениях, полностью прослушивавшихся «товарищем майором». «Задача, которую вы нам поставили, — отрапортовал Суходрев, — не оставляет нам времени ни на что другое». Расслабленная атмосфера тех переговоров отчетливо напоминает по-человечески дружелюбную ауру нынешнего российско-американского переговорного процесса.
Однако отношения двух братавшихся сверхдержав были несколько омрачены тем же невыносимым летом указом Президиума Верховного Совета от 3 августа 1972 года «О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное место жительства за границу, государственных затрат на обучение». Разумеется, речь шла об ограничении еврейской эмиграции. Следствием чего стала знаменитая поправка Джексона-Вэника, приостановившая процесс превращения СССР в партнера, по отношению к которому применяется режим наибольшего благоприятствования. Указ о фактической покупке права на выезд был потом на практике дезавуирован, однако сыграл в истории роль, схожую с давешним шпионским скандалом, который едва не испортил эффект от совместного надламывания президентами гамбургера.
Разрядка, последовавшая за горячим летом 72-го года, оказалась недолгой: СССР впал в застой, а через 13 лет началась перестройка. Означает ли нехитрая арифметика исторических параллелей, что новая перестройка начнется в 2023 году?
Комментарии