Президиум Совета при президенте РФ по противодействию коррупции одобрил проект типового кодекса служебного поведения госслужащих. Окончательно этот проект может быть утвержден в октябре, сообщил после заседания Совета в четверг, 22 июля, руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин.
Объясняя идею документа, Нарышкин сказал, что необходимо создавать единую нормативную основу служебного поведения чиновников— для этого и нужен общий свод норм и правил служебного поведения.
Предполагается, что кодекс будет являться инструментом профилактики коррупции среди госслужащих, он должен также повысить эффективность их работы. Пока кодекс будет принят как типовой, а уже на его основании каждый орган власти должен будет принять свой собственный кодекс, сказал глава администрации президента РФ.
При этом он отметил, передает «Интерфакс», что Счетная палата и Генпрокуратура такие документы уже разработали и применяют их. В дальнейшем, обещает Нарышкин, этот кодекс войдет в трудовой договор, который работодатель заключает с госслужащим.
Нарушение норм служебного поведения приведет к санкциям вплоть до увольнения с работы. Кодекс будет распространяться и на муниципальных служащих, добавил Нарышкин. По его словам, прежде всего, норма должна быть окончательно одобрена. Это скорее всего состоится в октябре, после необходимой доработки.
От подарков до «делового стиля» в одежде
Кодекс, принятый советом при президенте, обязывает чиновников предоставлять сведения о доходах, уведомлять о попытках подкупа, сообщать о наличии у них «личной заинтересованности, которая может повлиять на исполнение обязанностей». Кроме того, госслужащим запрещается принимать подарки.
Государственный служащий, говорится в кодексе, обязан при соблюдении Конституции и законов РФ «противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике». Чиновник «не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов».
Также документ обязывает госслужащего при назначении на должность «заявить о наличии личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей».
Отдельным пунктом оговаривается дресс-код. «Внешний вид государственного служащего… должен способствовать уважению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность»,— говорится в документе.
Научить чиновника и общество
Член Совета по противодействию коррупции, адвокат Анатолий Кучерена пояснил GZT.RU, что главная цель документа— обеспечить независимость чиновника от «коррупционных влияний». Вопросы этики и нравственности, которые затрагивает документ, как правило, являются ключевыми проблемами в работе госслужащего.
«Казалось бы, идя на госслужбу, человек и так должен знать о прописанных там вещах. Но я на собственной практике убеждаюсь, что это не так. Когда чиновник подвержен коррупционному влиянию, понятно, какие решения он будет принимать»,— говорит Кучерена. По его словам, представленный проект как раз и устраняет эту зависимость.
В свою очередь, Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета сравнил этот документ с велосипедом, на котором нашему обществу предстоит научиться ездить. Формы общественного контроля известны: это политика конкуренции и независимые СМИ. При этом бюрократия уже давно вышла из-под контроля общества, а на сегодняшний день выходит из-под контроля президента, констатирует собеседник GZT.RU.
Многие апеллируют к главе государства: мол, он должен навести порядок, продолжает эксперт. «Как мы видим из документа, у президента есть идеи на эту тему. Но пока общество не поймет, что именно оно контролирует чиновников, коррупционные схемы останутся»,— уверен Кабанов.
Белыми и пушистыми не станут
Кодекс перечисляет все требования, которые уже содержатся в российском законодательстве, заметила директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова.
Однако ранее при поступлении на работу ничего из этого чиновнику не сообщалось— «ты, мол, работай, а там разберемся». Если же такой кодекс вступит в силу, то к госслужащему будут применяться нормы законодательства, поясняет Панфилова. В том, конечно, случае, если он «забудет» о каких-то пунктах этого документа.
Не надо ожидать, говорит собеседница GZT.RU, что когда кодекс заработает, все станут «белыми и пушистыми». Многие морально— этические вещи чиновнику в возрасте 40–50 лет тяжело. Если он всю жизнь получал доход от деятельности, противоречащей этой бумаге, то, увидев ее, он не переродится в один день.
По мнению эксперта, вещи, описанные в документе, нужно «вдалбливать со школьной скамьи». И тогда через 10–15 лет появится поколение, которое «будет все это понимать», заключила Панфилова.
Комментарии