Баксанская ГЭС: спасать было некому
На модерации
Отложенный
Атака боевиков на Баксанскую ГЭС в Кабардино-Балкарии поставила вопрос о степени защищенности важных инфраструктурных объектов. Несколько бандитов без труда расправились с двумя сотрудниками вневедомственной охраны, после чего подорвали машинный зал электростанции и скрылись с места нападения.
О том, что террористы могут избирать объектами своих преступлений гидроэлектростанции, известно давно. Еще в 2006 году тогдашний начальник ФСБ РФ Николай Патрушев сообщил, что главари террористов планируют совершать теракты на ГЭС в южных регионах России. Целями боевиков могли стать станции в Дагестане, Ростовской, Волгоградской и Саратовской областях.
«Результаты анализа угроз террористического характера позволяют сделать вывод о том, что в случае проведения на одном из гидротехнических сооружений диверсионно-террористических акций могут возникнуть катастрофические последствия, в том числе парализация деятельности целого района, большие человеческие жертвы, серьезные экономические потери», – уточнил Патрушев.
С того выступления прошло несколько лет, и тема защиты гидроэлектростанций от возможных атак бандитов возникала еще не раз. Ответственные лица сообщали о том, что необходимые меры по охране объектов приняты. В СМИ появляласт информация о том, как ежегодно милиционеры успешно проводят учения в районе Чиркейской ГЭС в Дагестане. Сообщалось, что в ходе антитеррористических тренировок отрабатывались мероприятия по устойчивой работе предприятия в чрезвычайных ситуациях, план эвакуации рабочего персонала, а также действия личного состава милицейских и аварийно-спасательных формирований при ликвидации последствий ЧС.
Но Чиркейская ГЭС – это самая крупная гидроэлектростанция на Северном Кавказе, с самой высокой арочной плотиной в России. Было бы преступной халатностью не охранять ее многочисленными отрядами силовиков. Более уязвимыми выглядели малые ГЭС, в том числе не создающие водохранилищ. Именно к таким станциям – деривационного типа – относится и Баксанская ГЭС. Плотинного водохранилища у нее нет, а напор воды создается за счет естественного перепада высот. По этой причине опасности подтопления местности нет.
Но кто сказал, что задачей боевиков, действующих на Кавказе, обязательно должен быть прорыв плотины водохранилища с последующим затоплением территории?
В ноябре 2009 года в 200 метрах от здания Аушигерской ГЭС в Кабардино-Балкарии был найден бандитский тайник. Обнаруженный в нем арсенал состоял из четырех килограммов пластида, семи гранат и запалов к ним, четырех взрывателей и заряда. Место расположения схрона навело на мысль о том, что целью бандитов была Аушигерская ГЭС.
Практически одновременно с обнаружением диверсионного арсенала произошли теракты в курортной зоне Кабардино-Балкарии. В ущелье Адыл-Су бандиты взорвали трансформаторную подстанцию. Еще через час неизвестные подорвали канатную дорогу Азау – Кругозор.
Стало очевидно, что задачей боевиков, действующих на территории КБР, является, кроме прочего, еще и нанесение экономического ущерба республике. Развитие гидроэнергетики и курортной отрасли – это главные темы, о которых любит рассказывать руководство КБР, описывая, как оно выведет республику из затяжной экономической депрессии. Устраивая диверсии на объектах этих отраслей, противники властей КБР знают, по каким болезненным местам они метят.
После обнаружения бомбистского тайника возле Аушигерской ГЭС в СМИ появились успокаивающие комментарии. Журналисты цитировали начальника отдела взрыво- и пожаротехнических экспертиз ЭКЦ МВД РФ Алексея Стецкевича. По его мнению, теракт был трудноисполнимым.
«Чтобы взорвать такую махину, нужна целенаправленная массированная операция. Террористы должны были бы вначале взорвать ворота, перебить всю охрану, завезти на территорию грузовики со взрывчаткой. И только потом заложить определенную взрывчатку в немереном количестве в строго определенные, грамотно рассчитанные места», – полагал эксперт.
Спустя несколько месяцев оказалось, что «перебить охрану» в случае с Баксанской ГЭС означало убить двух милиционеров.
«Все предприятия компании «Русгидро» являются стратегическими, поэтому существуют отдельные нормативные акты, по которым они охраняются», – разъяснила пресс-секретарь ОАО «Русгидро» Елена Вишнякова. По мнению сотрудницы московского офиса компании, у электростанций есть «несколько периметров охраны, которые сейчас усиливаются». Более подробно пресс-секретарь говорить не стала. «Это закрытая информация», – сказала Вишнякова.
На вопрос, настолько ли хорошо охранялась и Баксанская ГЭС, Елена Вишнякова ответила: «Это такое же стратегическое предприятие, как и все остальные».
Как на самом деле охраняются такие «стратегические» предприятия, теперь попытается выяснить федеральное министерство внутренних дел. МВД РФ даст оценку действиям высокопоставленных милиционеров Кабардино-Балкарии – все ли они сделали, чтобы предотвратить теракты на Баксанской гидроэлектростанции. Об этом заявил первый замминистра, генерал-полковник Михаил Суходольский.
Однако дерзость боевиков, напавших на Баксанскую ГЭС, может удивить только тех, кто далек от понимания происходящего в республике. Местных жителей подобными случаями уже не поразишь. «Баксанский район всегда вызывал озабоченность, но его всегда «прикрывала» та же милиция», – заявил «Росбалту» общественный деятель КБР, руководитель отделения «Международного евразийского движения» Руслан Кучмезов.
По словам Кучмезова, несколько месяцев назад в баксанской милиции произошли позитивные кадровые перемены. Но многие годы безделья, попустительства и предательства со стороны «своих же» приводят к тому, что «нормальным» милиционерам приходится часто хоронить своих товарищей. «Я не вижу результатов, которые бы говорили о том, что дело идет к искоренению бандитизма», – подчеркнул политик.
По замечанию Руслана Кучмезова, в милиции КБР оказывается более выгодным утаить факты преступлений, нежели предать их гласности. «Из милиции ушло много профессионалов, их оттуда выжили. В милицию принимали людей не по признакам профессионализма, а совсем по другим качествам. Поэтому республиканской милиции нужна чистка – от руководства и до участковых, которые занимаются не делом, а решают свои материальные проблемы», – подчеркнул общественник.
По мнению Кучмезова, происходящее в республике в целом можно охарактеризовать как кризис власти. С мнением кабардино-балкарских общественников, похоже, готовы согласиться и некоторые политики в Москве.
Продолжающиеся теракты ставят вопрос о способности власти контролировать ситуацию в стране и защищать население России от террористической угрозы, заявил депутат Госдумы Геннадий Гудков. По мнению депутата, совершенно бессмысленным на этом фоне выглядит требование усиления охраны объектов.
Ну а пока политики говорят, а правоохранители пытаются выяснить, кто виноват в гибели коллег, компания «Русгидро» сообщает об усилении мер безопасности на своих объектах.
«Налажено круглосуточное взаимодействие с территориальными подразделениями ФСБ, МВД и МЧС России, органами государственной власти и местного самоуправления на предмет консолидации сил и средств для предупреждения и предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций. Охрана объектов «РусГидро» осуществляется в соответствии с требованиями законодательства по противодействию терроризму. Численность охраны и расположение охранных постов согласуется с правоохранительными органами и силовыми структурами: МВД и ФСБ России», – говорится в официальном пресс-релизе компании.
После случая с Аушигерской ГЭС в прошлом году заверения ответственных лиц также были не менее обнадеживающими.
Комментарии