Лучшая в мире подтирка – пушистый гусёнок. Слушайте эксперта, но доверяйте себе
На модерации
Отложенный
В одной мудрой книжке о вкусной и здоровой пище 15 века читателям напоминали, что речной рак – лучшее средство от меланхолии. Легко предположить, что эта мысль, выраженная уверенным наукообразным стилем не вызывала сомнения у читателя. Точно так же не вызывает сомнения предписание употреблять как минимум пять порций овощей и фруктов в день, настоятельная рекомендация медиков 21 века.
Я не сравниваю средневековых шарлатанов с современными профессионалами, боже упаси. Накопленные ими знания, методы, вообще, понимание что есть человеческий организм, отличаются друг от друга как IPhone от Black Berry. Но следует признать: поведение доверчивого обывателя не так уж и изменилось. Мы, например, готовы навсегда отказаться от продукта питания, потому что специалист утверждает, что его потребление приводит к повышению холестерина. И начать поглощать его килограммами, стоит специалисту поменять мнение и провозгласить, что холестерин от его употребления наоборот понижается.
Разумеется, мифы и суеверия, касающиеся здоровья и гигиены, существовали во все времена. Но человечество, как известно, страдает дальнозоркостью в легкой форме, так что на расстоянии нескольких столетий суеверия видны чуть отчетливее.
Вот еще несколько примеров из мудрой книжки (кстати, называется она «Книга жизни») 1470 года: горох помогает производству семени, но вреден для почек и мочевого пузыря. Тыква спасает от жажды. В яйце пригоден для еды лишь желток, зато он – мощный афродизиак, хотя и может вызывать веснушки. Гусятина прибавляет храбрости. Подобные образовательные трактаты о здоровом образе жизни комически обыгрываются в «Гаргантюа и Пантагрюэле», где есть научный диспут о том, что лучше использовать в качестве подтирки для зада – шляпу или зайца.
Согласно другим источниками, сырые овощи вредны для здоровья. Лучшее средство от стригущего лишая – мальчишеская моча, а от подагры – козьи экскременты, смешанные с розмарином и медом. Последний пример интересен вот какой деталью: подагра по-английски gout (или goute как говорили англичане 12—15 века), коза же, как известно — goat (или got). Получается, в определенном смысле подагру лечили словом, а это уже чистая магия. Об этом в «Повествовательном искусстве и магии» писал Борхес, правда, имея в виду первобытную, а не средневековую медицину. В частности, он упоминал об имбирном корне как надежном средстве от желтухи (Ginger значит не только имбирь, но и «рыжий», а желтуха в английском, как и в русском этимологически связана со словом «желтый» — прим. ред.) и крапивном настое, которым лечат крапивную лихорадку.
Но эти и другие лекарственные растения помогали не всегда и не всем. Нередко их драгоценные свойства зависели от того кто и когда их собрал. Так буквицу (применявшуюся в отварах против катаров дыхательных путей, а также как рвотное и слабительное средство) следовало искать ребенку в августе перед рассветом, а бархатец (обладающий мочегонным, потогонным и противоглистным действием) – когда Луна находится в знаке Девы.
Эти и другие (например, что болезнь распространяется дурными запахами или что недуги тела – прямое следствие душевных грехов) на взгляд современного человека странные предрассудки становятся понятнее, если попробовать разобраться в некоторых основах средневековой медицины.
Античность сохранила для Средневековья знание о четырех типах человеческой природы: черной и желтой желчи, крови и флегмы и трех принципах терапии: хирургии, фармакологии и диететике (от греческого diaita – образ жизни, науке о питании больных и лечении едой). Еще Гиппократ рекомендовал: занимайтесь зарядкой и питайтесь едой здоровой и соответствующей темпераменту и времени года.
Тип характера соотносился с качественными признаками (т.е. горячий, холодный, сухой, влажный), знаками Зодиака, временами года, четырьмя периодами человеческой жизни (от детства к старости) и даже четырьмя евангелистами. Баланс четырех принципов служил залогом здоровья. Достижение этого баланса — основная задача любого средневекового лекаря.
Один из типов доминирует в каждом человеке и определяет его характер. Так сангвиник краснолиц, энергичен и склонен к полноте, холерик – желтолиц и обладает сухим и нервным телом, меланхолик – довольно худ и на лицо сер, а флегматик – худ, слаб и бледен. Каждый тип любит определенную еду, например сангвиник жить не может без мяса с подливкой и вина, столь же острого (горячего) и влажного как он сам. Холерик больше всего любит жареное мясо и приправы, то есть острое и сухое. Меланхолик обожает супы, а флегматик – крупы и корешки, то есть дары Земли. Каждый человек сознательно или подсознательно покорно (словно Судьбе или Наследственности) следует своему темпераменту.
Одно из принципиальных отличий современных и средневековых понятий о здоровом образе жизни кроется именно в этом. Сегодня мы верим, что существует продукты, которые полезны всем или почти всем: скажем, апельсин. Или что ржаной хлеб полезнее пшеничного. Этот подход принципиально противоречит средневековому, согласно которому лекарство для одного — это яд для другого. Природа заранее решила, что тебе полезнее пить — белое вино или красное.
Очевидно, теория несколько противоречила практике. Большинство средневекового населения питалось весьма скудно и однообразно и, конечно, их диета зависела от времени года. И все же многие старинные источники указывают на важность правильно сбалансированного питания. Ели мясо, овощи, яйца, рыбу, сыр, масло, крупы, бобы. Воду почти не пили (по вполне понятным причинам — она была ужасна), зато к услугам был слабый эль и вино. Вообще, современный человек слишком привык к разнообразию. Хотя не понятно насколько ему это полезно и необходимо. Во всяком случае, сбалансированное питание вовсе не обозначает широкий ассортимент. Что касается среднестатистического обитателя средневековой Европы, он ел одно и то же на завтрак, обед и ужин. Например, ячмень появлялся на столе изо дня в день: то в хлебе, то в каше, то в супе.
Согласно расхожему мифу, в средневековой кухне активно использовали приправы. Этот миф появился на свет в 19 веке. Идея, что некачественный продукт можно замаскировать, современна, и скорее имеет отношение к пищевым технологиям эпохи масс продукции, чем к кулинарному искусству 15 века. Тем более, что приправы в те времена стоили гораздо дороже куска мяса. Нищему крестьянину была недоступна даже соль, а богатые не подошли бы к тухлятине на расстояние полета стрелы. Кстати, многие рецепты тех лет начинались с описания как правильно забить птицу или очистить рыбу.
Соусы использовались, но по строгим правилам. Они готовились в соответствии с уже известными нам универсальными законами о четырех типах человеческой природы. С их помощью еду приспосабливали к определенному темпераменту едока и особенностям его организма.
Разумеется, наивно и даже глупо прославляя средневековую культуру, проклинать или высмеивать современность. Вообще, любое сравнение несовершенно. Слишком много факторов остается за скобками, не учитывается сознательно или случайно. Но, по-моему, не бесполезно помнить, что абсолютных истин не бывает и новейшие открытия (например, в области здорового питания) рано или поздно устаревают, а давно устаревшие теории вдруг снова оказываются актуальными. Разумеется, любой совет эксперта, вещающего с голубого экрана о вреде и пользе фруктового йогурта, алкоголя или соли стоит принимать во внимание, но куда важнее хотя бы время от времени внимательно прислушиваться к себе.
Комментарии