Деньги с "Платона" пойдут на строительство платных дорог
Питерские дальнобойщики все никак не успокоятся. Протестуя против введения Платона — системы сбора денег за проезд большегрузов по федеральным трассам, — они объявили новую забастовку
Питерские дальнобойщики все никак не успокоятся. Протестуя против введения Платона — системы сбора денег за проезд большегрузов по федеральным трассам, — они объявили новую забастовку. С конца февраля сотни профессиональных водителей из Петербурга не возят грузы. А сейчас к ним присоединились еще и дальнобойщики более чем из 40 регионов России. Но и этого питерским шоферам показалось мало. Они хотят взять под свое крыло весьма разношерстную компанию других потенциальных протестантов: валютных ипотечников, обиженных зарплатой врачей, жильцов, недовольных сборами за капремонт, — бороться за свои права всем вместе.
Фото: ipvnews.net
Путешествие из Петербурга в Москву
— Хорошо бы на Красную площадь с дальнобоями приехать, посидеть там, покурить, но мы понимаем, что это не получится. Поэтому будем бороться другими способами, — рассуждает координатор питерских дальнобойщиков Сергей Гуляев.
Он знает, о чем говорит. В декабре недовольные водители уже пытались прорваться в Москву. Дорога до столицы тогда превратилась для них в настоящую полосу препятствий. Из Петербурга выехало около 200 фур, а доехали — единицы. Сотрудники ГИБДД попросту разворачивали дальнобойщиков на трассе и отправляли обратно домой. Свои действия объясняли загадочной антитеррористической операцией . Те немногие водители, что все-таки добрались до столицы, встали лагерем возле торгового центра МЕГА в Подмосковье. Бойцы ОМОНа быстро оцепили стоянку возле ТЦ: внутрь никого не пускали, а желающих выехать с сопровождением отправляли в сторону Петербурга. Постепенно протест дальнобойщиков захлебнулся. И вот сейчас началась вторая серия .
Питерские дальнобойщики встали лагерем на стоянке возле магазина МЕГА Дыбенко .
— Первые машины заехали туда в ночь на 20 февраля, — рассказывает дальнобойщик Антон Иванов. — Тех, кто приехал уже утром, сотрудники ГИБДД не пустили. Все было более-менее спокойно, пока полицейские не потребовали снять с машин баннеры. Мы отказались, ведь ничего экстремистского в них не было. Обычные лозунги вроде Мы против платных дорог и Платона . Тогда полицейские сами начали срывать плакаты, притаптывать ногами. Обидно было, ведь мы с мужиками на свои деньги заказывали их, скидывались все... Пятерых наших дальнобоев забрали в отдел полиции, но, когда мы отправили туда адвокатов, их выпустили.
Борьба за кошелек
Сейчас возле МЕГИ стоит около 20 фур. Сердобольные петербуржцы несут водителям солярку, еду и даже деньги. Те в ответ угощают гостей чаем и обещают стоять до последнего.
— 20 фур на стоянке — это только вершина айсберга, — говорит Сергей Гуляев. — В Петербурге уже отказались возить грузы сотни дальнобойщиков. Еще тысячи стоят по России. И длится эта забастовка уже больше недели. К нам постепенно присоединяются те водители, которые изначально приняли Платон . Теперь они понимают, что с этим налогом работать бессмысленно. Ведь почти все заработанные деньги они обязаны подарить государству.
К примеру, если за год дальнобойщик проезжает около 100 тысяч километров, то с введением Платона он должен отдать больше 300 тысяч рублей нового налога. Но сами водители утверждают, что борются не только за свой кошелек, но еще и за наш. Сбор с большегрузов выдавит с рынка малый и средний бизнес, а оставшиеся компании спокойно поднимут цены на свои перевозки, что отразится на стоимости продуктов на прилавках.
— Повышение цен уже произошло, но это не предел, — считает Сергей Гуляев. — На днях компания Данон заявила, что из-за Платона стоимость перевозок их грузов по некоторым направлениям увеличилась на 80 100 процентов. Поэтому потребителям стоит ожидать в ближайшем будущем удорожания их продукции. В Даноне честно признались в этом, а сколько еще компаний просто промолчали?
Раз страдают все, значит, и бороться тоже надо всем вместе. Так решили дальнобойщики и пригласили под свои знамена валютных ипотечников. Те согласились. На очереди — обманутые дольщики, врачи с низкой зарплатой, петербуржцы, не желающие платить сборы за капремонт. Переговоры о сотрудничестве Сергей Гуляев ведет с представителями профсоюзов малого и среднего бизнеса, наземных авиационных служб. Правда, что все эти люди будут делать вместе, пока не понятно.
— Почти неделю мы стояли у МЕГА Дыбенко , ждали, жевали сопли, — говорит Сергей Гуляев. — А потом решили, что надо двигаться дальше. Нет, жечь покрышки мы не будем. Мы хотим всего лишь объединить людей и всем вместе требовать не только отмены Платона , но и, возможно, отставки правительства.
— Вы думаете, у вас хоть что-то получится?
— Я уверен: рано или поздно Платон отменят. Обещаю. Потому что это афера, которая не несет никакой выгоды транспортной инфраструктуре, но наносит ущерб целой отрасли.
Чем Платон не мил
Систему Платон запустили 15 ноября. С тех пор за проезд большегрузов по федеральным трассам надо платить 1,53 рубля за километр дороги, а с весны сумма вырастет до 3,06 рубля. Представителей малого и среднего бизнеса такой тариф может привести к разорению. Кстати, по одной из версий, причина введения налога — банальный передел рынка и попытка выдавить с него небольших игроков. Официально же говорилось, что Платон — это прекрасная возможность собрать деньги, а потом потратить их на ремонт разбитых федеральных трасс, которые якобы именно дальнобойщики усиленно портят (однако никаких исследований, подтверждающих это, не существует). Но вскоре стало известно, что с ремонтом федеральных трасс, видимо, придется подождать. А собранные благодаря налогу деньги (по состоянию на январь это около 3 миллиардов рублей), возможно, пойдут на строительство платных дорог! Первым проектом может стать трасса в Хабаровском крае. Финансирование под строительство платных участков хотят получить Башкирия, Удмуртия, Коми, Пермский край, Вологодская и Новосибирская области. А вот данных о ремонте бесплатных дорог на средства, собранные с дальнобойщиков, пока нет.
— Строить платные дороги за наш с вами счет, а потом с нас же собирать деньги за проезд по ним — это нечто! — говорит Сергей Гуляев. — Вот только если не ремонтировать старые трассы, то они развалятся окончательно. И тогда все мы благодаря Платону будем ездить исключительно по платным дорогам.
Польша хочет поделить Россию
Российским дальнобойщикам приходится непросто не только в России, но и за границей. 12 февраля украинские националисты начали блокировать фуры с российскими номерами, движущиеся транзитом в ЕС. В ответ Минтранс запретил перемещение по России грузовиков с украинскими номерами.
— Сейчас на государственном уровне нашим странам удалось договориться: официально препятствий к движению фур быть не должно ни в России, ни на Украине, — говорит Сергей Гуляев. — Но на бытовом уровне на территории западного соседа все осталось без изменений. Некие хлопцы все равно не пускают российские машины, бьют стекла, тормозят колонны фур. Если у наших дальнобойщиков не будет какой-то охраны, конвоя, то ездить по территории Украины станет проблематично.
Сложность в том, что Украина — это практически единственный сухопутный маршрут из России в Европу. До недавнего времени была еще Польша. Но с 1 февраля 2016 года въезд российским грузовикам в эту страну закрыт. Причина в том, что истекло соглашение о транзите между Россией и Польшей, а новое пока не достигнуто. И Варшава, пользуясь неразберихой на Украине, пытается выторговать для себя лучшие условия. А в конечном счете переделать рынок.
— Польша — это транзитное государство, через которое грузы из России идут в страны ЕС и обратно, — объясняет Сергей Гуляев. — Польские транспортные компании, кстати, крупнейшие в Европе, пользуются своим географическим положением, перехватывают заказы в ЕС и везут грузы в нашу страну. Но Россия говорит: Ребята, стойте. У нас есть свои компании, которые тоже хотят заниматься перевозками. Мы хотим дать работу им, а не зависеть от вас. Поэтому давайте договоримся: часть грузов везете вы, а часть — мы . И эта доля определяется транзитным соглашением. До недавнего времени 70 процентов грузов из Европы через Польшу и обратно везли российские компании. Остальное — польские. Сейчас Варшава понимает, что Украина вставляет нам палки в колеса, и хочет пересмотреть этот договор, увеличив свою долю перевозок.
Ввозим технику, вывозим — опилки
После введения санкций объем импорта из ЕС в Россию упал, а последующая девальвация рубля привела к тому, что экспорт из РФ, напротив, стал более выгодным и вырос. Это сказалось на объеме автомобильных перевозок. Так, в 2015 году в страны Евросоюза ушло около 9 миллионов тонн грузов, что почти на 20 процентов больше, чем год назад. Правда, особым разнообразием эти грузы не отличаются. Корреспондент МК в Питере обзвонил крупнейшие транспортные компании, и оказалось, что 90 процентов российского экспорта — это доски, древесные опилки, пластик. Везут их чаще всего в страны Прибалтики.
— Это естественно — Россия богата лесом, — говорит специалист по логистике транспортной компании ООО ЕТС Артем Смирнов. — Чуть реже вывозим металл. Из Европы (Германии, Испании и Италии) ввозим оборудование, двигатели, станки. А вот продукты теперь — крайне редко. Разве что не скоропортящиеся, вроде мороженого, из Балканских стран.
Комментарии
Комментарий удален модератором