Пролетая над гнездом утки
На модерации
Отложенный
Пару дней назад бурное волнение в сети Интернет вызвало сообщение о том, что в уголовный кодекс вводится статья за ересь - как якобы "сообщил порталу Smixer.ru замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин", причем в современной трактовке этот термин будет означать "любые формы противодействия Православию" и влечь наказание от четырех до шести лет лишения свободы. Реакция оказалась панической - авторы интернет-дневников (блогов) бросились уверять друг друга, что вот-вот в России запретят все радиостанции, кроме "Радонежа", восстановят десятину и крепостное право, и выражать горячее желание эмигрировать в Европу или даже к арабам. Другие, более решительные, призывали "дать зарвавшимся попам силовой отпор" и "встретить православистов на баррикадах".
Сообщение перепечатал еще десяток сайтов, всеобщий ужас рос, пока, в итоге, некие зоркоглазые люди не присмотрелись к сайту Smixer.ru и не заметили, наконец, что сайт честно предупреждает о своем юмористически-пародийном характере - так что ничего подобного отец Всеволод не говорил, и никакой статьи за ересь в УК нет и не предвидится.
Эта ситуация, при всей ее комичности, побуждает к некоторым серьезным наблюдениям над таким явлением, как отечественный антиклерикализм и его отражение в интернете. Даже для, казалось бы, более серьезных публикаций, чем болтовня обычных блогеров, характерна некоторая, прямо скажем, истеричность, особенно обострившаяся после того, как Ерофеева с Самодуровым приговорили денежному штрафу за организацию кощунственной выставки. Ничего исключительного и поражающего воображение в таком приговоре нет - закон, подвергающий наказанию, (обычно денежному штрафу) за богохульство, существует во многих европейских странах, например, в Ирландии, в Германии за то же самое можно подвергнуться тюремному заключению (последний приговор такого рода отмечен в 2006 году), та же самая судьба может ожидать богохульников в Польше и в Греции, а вот флегматичные Финны ограничатся, как и Ирландцы, штрафом.
Решение по делу выставки есть как раз приближение к европейской практике, а не удаление - как нас уверяют - в Иран и Саудовскую Аравию. Но для наших антиклерикалов весьма характерна, с одной стороны, апелляция к "цивилизованным странам", к "Европе", с другой стороны - упорное незамечание, что в Европе давно реализовано все то, что все у нас вызывает яростные протесты, как ужасный клерикализм - и кафедры теологии в ВУЗах, и священники в армии, и главы государств, открыто молящиеся в церквях, и религиозное обучение в школах, и даже уголовные наказания за оскорбление религии.
Но (кстати об Иране) нельзя не отметить и еще одной черты наших антиклерикалов - склонность к самонакрутке и к самозапугиванию. В любом неприятном им событии они усматривают грозное знамение того, что вот-вот, вот сегодня вечером, вот завтра утром, в стране установится клерикальная диктатура, и зверообразные православные фундаменталисты, разя квасом, повлекут их, блестящих мыслителей и художников, на, как вы сами понимаете, Костры Инквизиции. В этой ситуации бесполезно объяснять, что Иран - страна, где есть небольшая озападненная прослойка и огромная масса традиционного и религиозного населения, которая и служит опорой существующего порядка. В России, население которой было оторвано и от традиций, и от веры, предыдущей волной богоборцев, иранский сценарий просто невозможен. Зато возможна депопуляция, коррупция, массовое пьянство, один из высочайших уровней умышленных убийств в Европе - показатели, свидетельствующие о глубокой дехристианизации нашего общества.
Однако постоянно поминаемые Костры Инквизиции так полюбились нашим антиклерикалам, что они наотрез отказываются с них слезать; отсюда готовность принимать за чистую монету самые очевидные утки, лишь бы они отвечали этому настроению - вот-вот, вот-вот водворится мрачное царство православного фундаментализма. При таком умонастроении невозможна никакая трезвая оценка происходящего - любая негативная информация о Церкви вызывает моментальное и безоговорочное доверие, и даже то обстоятельство, что, как нередко потом обнаруживается, эта информация была искажена или просто неверна, ничего не меняет. Есть некоторая ирония в том, что самое "критическое мышление", следование "проверенным фактам, а не слепой вере", о котором так любят теоретически рассуждать в антирелигиозных кругах, в тех же кругах совершенно не работает на практике. Слепая враждебность к Церкви приводит людей в столь жалкое состояние, что они легко делаются жертвой самого примитивного розыгрыша. Как говорит Писание, Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним (Прит.28:1).
Комментарии